Развитие и контроль коммуникативной компетенции (умений устной речи) на иностранном языке
Уроки формирования навыков говорения. Характеристика их успешности и определение возможных трудностей
Все учащиеся принимают равное участие в общении. Учащиеся хотят говорить Языковой уровень соответствует реальным возможностям данной группы
Возможные проблемы, и пути их преодоления при подготовке и проведении уроков говорения Боязнь совершить ошибку, стеснительность, чрезмерная критика Нечего сказать по обсуждаемой теме/проблеме. Не хватает языковых или речевых средств Ученики не понимают речевую задачу Один говорит остальные молчат
1. Боязнь совершить ошибку, стеснительность, чрезмерная критика Не бояться признавать свои собственные ошибки или сознаваться в незнании чего-либо Не позволять учащимся резко критиковать друг друга Шире использовать коллективные формы работы Использовать различные источники создания мотивации
2. Нечего сказать по обсуждаемой теме/проблеме. Не хватает языковых или речевых средств Уроки развития навыков говорения должны опираться на сформированные лексические и грамматические навыки в рамках изучаемой темы Помимо Л Е и грамматических структур ученикам необходимо знать и уметь использовать различные формы связи речи Грамотный подбор текстов для чтения и аудирования может обеспечить не только восполнение определённых пробелов информационного плана, но и необходимый набор языковых и речевых средств по обсуждаемой проблеме
Большое значение в данном вопросе играет содержательная и языковая ценность тренировочных упражнений Предлагаемые задания необходимо строить с учётом реального информационного запаса обучаемых Использовать опоры вербального характера (схемы, таблицы, планы с ключевыми словами, опорные конспекты и пр.), а также невербальные опоры (картинки, музыку)
3. Ученики не понимают речевую задачу чётко представлять, какую разновидность монолога/ диалога хотелось бы получить на выходе вспомнить условия создания соответствующей речевой ситуации заранее сформулировать речевую установку, постараться сделать её лаконичной и чёткой поставить себя на место конкретных учеников своего класса при необходимости подготовить дополнительные опоры в виде карточек, картинок, схем, расписанных ролей планировать опрос/ распределение ролей, пар, групп по силам
4. Один говорит остальные молчат шире использовать групповые и парные режимы работы на уроке создавать игровые ситуации, где уровень мотивации достаточно высок и даже если говорит один человек, то остальные не выключены из общего режима работы, но выполняют другие речевые действия при планировании уроков со значительной долей монологической речи не забывать об остановках на прослушивание для остальных учеников группы
Обучение монологу, его разновидности и характеристики. Пути обучения
Характеристики монолога целенаправленность (соответствие речевой задаче); непрерывный характер; логичность; смысловая законченность; самостоятельность; выразительность
Пути обучения монологу «сверху вниз» «снизу вверх»
Опоры в развитии навыков монологической речи Возраст и уровень общей образованности обучаемых. Уровень владения языком всего класса и отдельных учеников. Особенности речевой ситуации. Характер речевого задания, степень понимания речевой задачи всеми участниками общения. Индивидуальные особенности личности обучаемых.
Обучение диалогу, его разновидности и характеристики. Пути обучения
Характеристики диалога Реактивность Ситуативность
Разновидности диалога свободные стандартные
Обучение диалогу «сверху вниз» «снизу вверх»
Контроль и оценка умений говорения текущий промежуточный итоговый
Оценка при контроле навыков устной речи обычно выставляется: за подготовленные дома монологи /диалоги; за неподготовленные монологи и диалоги, которые учитель предлагает выполнить в классе; в порядке исключения оценка может быть выставлена и за одну-две реплики, если эти реплики действительно ценны в речевом отношении и являются ярким примером владения учащимся дискурсивными умениями