Урок в 4-б классе МОУ «Траковская чувашско-немецкая гимназия Учительница- Афанасьева И.В уч. год
– – 7 –
Слово «спрягать» исконно русское, устаревшее. Оно обозначало «соединять вместе, объединяться». Например: спрягать лошадей с телегой, т.е. объединять их для работы: сейчас говорят «запрягать лошадь в телегу» Современное значение слова «спряжение» ?
Изменение окончаний глаголов по лицам и числам–это СПРЯЖЕНИЕ
I спр. II спр. наблюдать ловить объявлять ходить защищать полоть подшивать шагать тянуть укрыть доверять
Но однажды прилетел дракон.Одни глагольчики испугались и вытолкали своего братца со словами: "ЕШЬ, ЕШЬ !"."ДА УЖ Я ЕМ, ЕМ ! "-улыбнулся дракон. А другие оказались смельчаками: "ИШЬ какой шустрый ! ИШЬ чего захотел! ИМ, драконам только позволь!" И выгнали дракона из города А другие оказались смельчаками: "ИШЬ какой шустрый ! ИШЬ чего захотел! ИМ, драконам только позволь!" И выгнали дракона из города ".С тех пор трусишки и смельчаки живут в разных городах: ".С тех пор трусишки и смельчаки живут в разных городах: в ПЕРВОСПРЯЖЕНСКЕ в ПЕРВОСПРЯЖЕНСКЕ и во ВТОРОСПРЯЖЕНСКЕ. Правит обоими городами мэр по имени УДАРЕНИЕ. и во ВТОРОСПРЯЖЕНСКЕ. Правит обоими городами мэр по имени УДАРЕНИЕ. Ударные Ударные
Выручил рыцарь Выручил рыцарь "Неопределенная форма глагола ". Он спрашивал у каждого: "Неопределенная форма глагола ". Он спрашивал у каждого: Что делать? или Что сделать? Что делать? или Что сделать? Если глагольчик в н. ф. оканчивался на -ИТЬ, рыцарь отвозил его в город смельчаков II-СПРЯЖЕНСК. Если глагольчик в н. ф. оканчивался на -ИТЬ, рыцарь отвозил его в город смельчаков II-СПРЯЖЕНСК. Если же у глагольчика в н. ф. перед -ТЬ была другая буква,не И, то рыцарь отвозил его в город трусишек I-СПРЯЖЕНСК. Вывод : 1) поставь глагол в н.ф. 2) определи какая гласная перед -ТЬ Если же у глагольчика в н. ф. перед -ТЬ была другая буква,не И, то рыцарь отвозил его в город трусишек I-СПРЯЖЕНСК. Вывод : 1) поставь глагол в н.ф. 2) определи какая гласная перед -ТЬ
Некоторые глаголы оказались отчаянными и храбрыми. Некоторые глаголы оказались отчаянными и храбрыми. Они наотрез отказались возвращаться в город бояк, хотя и были не на -ить. Рыцарь н.ф. отправил их во II- спряженск. Они наотрез отказались возвращаться в город бояк, хотя и были не на -ить. Рыцарь н.ф. отправил их во II- спряженск. А два глагольчика на -ить наоборот отправились в I-спряженск. А два глагольчика на -ить наоборот отправились в I-спряженск. Загляни к ним в гости и постарайся их запомнить! Загляни к ним в гости и постарайся их запомнить! Загляни к ним в гости и постарайся их запомнить!
Ко II спряженью Отнесем мы, без сомненья, Все глаголы, что на –ить, Исключая только брить, стелить. И еще: смотреть, обидеть, Слышать, видеть, ненавидеть, Гнать, держать, дышать, вертеть И зависеть, и терпеть, Вы запомните, друзья, Их на –е- спрягать нельзя!
Определяем ударное или безударное окончание Ставлю в начальную форму(неопр. форму) Определяю спряжение Пишу букву