Т ЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Применение ТРКМ на уроках в начальной школе Презентация учителя начальных классов Нижнегорской ОШ I- III ступеней 2 Исмаиловой А А г
Ч ТО ТАКОЕ КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ? Критическое мышление – способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.
СТРУКТУРА КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ логичность Целенаправлен- ность Навыки рефлексии Осмысление ранее приобретенного опыта Умение работать с понятиями, суждениями взвешенность синтез Продуцирование новых идей анализ Критическое мышление
Д ЛЯ ТОГО ЧТОБЫ УЧАЩИЙСЯ МОГ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ СВОИМ КРИТИЧЕСКИМ МЫШЛЕНИЕМ, ЕМУ ВАЖНО РАЗВИТЬ В СЕБЕ РЯД КАЧЕСТВ, СРЕДИ КОТОРЫХ Д. Х АЛПЕРН ВЫДЕЛЯЕТ : Готовность к планированию Гибкость. Настойчивост ь. Готовность исправлять свои ошибки Осознание Поиск компромиссных решений
У РОК ПО ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ РАЗБИВАЕТСЯ НА ТРИ ЭТАПА. - Вызов (Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается) - Осмысление ( Непосредственный контакт с новой информацией) -Рефлексия ( Творческая переработка, анализ, интерпретация и т.д. изученной информации)
1 ЭТАП -"В ЫЗОВ " ( ЛИКВИДАЦИЯ ЧИСТОГО ЛИСТА ). Ребенок ставит перед собой вопрос по данной проблеме. «что я знаю?» Работа с вопросами может проходить в два этапа: «я сам», «мы вместе». Хороший прием, который может использоваться на данной стадии - это «мозговой штурм». На стадии вызова у ребенка должно сформироваться представление, чего же он не знает, « Что хочу узнать?».
2 ЭТАП – «О СМЫСЛЕНИЕ » На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на те вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать). Здесь может быть предложена работа с текстом: прочитать, пересказать, растолковать соседу (группе), заполнение матричной таблицы, чтение с пометками текста
3 ЭТАП - "Р ЕФЛЕКСИЯ » Размышление и обобщение того, что узнал ребенок на уроке по данной проблеме. На этой стадии может быть составлен опорный конспект в тетради учащегося. Кроме того, могут быть осуществлены: o а) возврат к стадии вызова; o б) возврат к ключевым словам; o в)возврат к перевернутым логическим цепочкам; o г) возврат к кластерам.
Методические приемы критического мышления Инсерт (стратегия «помощь») само активизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления «V» - информация мне известна «+» - узнал что-то новое «--» - противоречит тому, что знаю; не согласен «?» - хочу узнать подробнее
М ЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Кластеры Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.
М ЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Концептуальная таблица Прием особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит. Категория Сравнения Персоналии факты Персоналии факты Персоналии факты
Т АБЛИЦА ЗХУ («З НАЕМ », «Х ОТИМ УЗНАТЬ », «У ЗНАЛИ НОВОЕ ») ЗНАЕМХОТИМ ЗНАТЬ УЗНАЛИО СТАЛОСЬ УЗНАТЬ таблица «ЗХУ» помогает расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их. Методические приемы критического мышления
М ЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Таблица "Что? Где? Когда? Почему?" Это простой и знакомый прием. Таблица заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией. Кто?Что?Где?Когда?Почему?
М ЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Кубик. Грани Дай описание. Сравни с чем-нибудь. Проассоциируй (на что похоже). Проанализируй (из чего состоит). Примени это. Приведи примеры.
М ЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Синквейн способ творческой рефлексии - стихотворение, написанное по определенным правилам: 1 строка - одно существительное, 2-ая - два прилагательных, 3-я - три глагола, 4-ая - крылатая фраза, 5-ая - одно существительное, которое выражает суть.
Т ЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ - СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРАЯ СПОСОБНА НЕ ТОЛЬКО РАЗВИВАТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ, НО И РЕАЛИЗОВАТЬ СВОЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ.
Конец презентации