Компетентностный подход как основа реализации стандартов второго поколения
Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов Компетентность - способность результативного действования: способность достигать результата – эффективно разрешать проблему
Отличие целей и результатов традиционного и компетентностного подхода подходы традиционныйкомпетентностный результат определенная сумма знаний и умений Результат обучения соразмерен с процессом (то есть «что объясняем, то и спрашиваем» готовность к продуктивному самостоятельному и ответственному действию на следующем этапе обучения. Результат обучения отделен от процесса в силу отказа от репродуктивности («объясняем на одном учебном материале, а спрашиваем на ином (часто незнакомом) материале»).
Характерные признаки компетентностного и некомпетентностного обучения Наука – основа содержания образования – рассматривается как свод фактов, понятий, законов и теорий. Изучение «основ наук» является главной и самодостаточной целью учебного процесса Наука – основа содержания образования – рассматривается как общечеловеческий свод опыта решения проблем Изучение «основ наук» является средством развития готовности решать жизненные проблемы с использованием принципов научного мышления
Характерные признаки компетентностного и некомпетентностного обучения Учитель ставит вопросы «Что? и «Почему?» и отвечает на них вместе с учениками Учитель ставит вопросы «Зачем?» и «Как?» и отвечает на них вместе с учениками Методы и формы обучения подчинены учебному (предметному) содержанию Методы и формы обучения используются как самостоятельные средства достижения определенных педагогических целей. Например, групповые формы работы подчинены задаче формирования умений работы в сотрудничестве
Характерные признаки компетентностного и некомпетентностного обучения Методы и формы обучения подчинены учебному (предметному) содержанию Методы и формы обучения используются как самостоятельные средства достижения определенных педагогических целей. Например, групповые формы работы подчинены задаче формирования умений работы в сотрудничестве Применение знаний и умений ограничивается учебными ситуациями Применение знаний и умений проводится в жизненных (или приближенных к жизненным) ситуациях Основной результат обучения: знания, умения, навыки, ценности Основной результат обучения: осмысленный опыт деятельности Жизненный опыт учащихся формируется стихийно, за пределами учебного процесса Жизненный контекст и формирование жизненного опыта вводятся в рамки учебного процесса как его значимые элементы
Характерные признаки компетентностного и некомпетентностного обучения Накапливается и осмысливается опыт решения учебных задач Накапливается и осмысливается опыт решения жизненных задач Оценивается накопленный багаж дидактических единиц Оценивается способность применить накопленный багаж дидактических единиц в различных ситуациях Школа уводит человека от решения трудных жизненных проблем в область, близкую к «чистой науке» Школа готовит человека к решению жизненных проблем Школа учит человека полагаться на свою память Школа учит человека полагаться на свою самостоятельность
Изменения в образовательном учреждении, необходимые для реализации компетентностного подхода Образовательное пространство Управление качеством образования Изменение должна претерпеть система оценивания уровня достижений ученика, причем не только учебных. Централизованный и многоуровневый мониторинг качества, дополненный самоконтролем и самооценкой, внешней экспертной оценкой продуктов учебной деятельности характеризуется субъектностью, безграничностью и максимальной степенью свободы выбора. Этому способствует отбор применяемых в школе образовательных технологий. Образовательная среда подвижна, модуль на, мобильна.