Монополистическая конкуренция
Монополистическая конкуренция - одна из форм несовершенной конкуренции, которая существует в тех отраслях, где сравнительно много производителей, но их продукция защищена патентом или торговой маркой и не может быть произведена другими фирмами.
Монополистическая конкуренция На рынке действует множество фирм, причем среди них либо вообще нет крупных, либо те не имеют решающих преимуществ над мелкими и соседствуют с ними. Барьеры на пути проникновения на такой рынок сравнительно невелики
Дифференциация продукции - ситуация, при которой покупатели рассматривают идентичную продукцию конкурирующих производителей как схожую, но все же не полностью взаимозаменяемую.
Дифференциация продукции «Жигули» «Москвич»
Качество продукции Сервис Реклама Причины дифференциации товаров
Сегментация рынка Сегментация рынка Доля даже маленькой фирмы может стать очень большой Последствие дифференциации товаров
Монопсония - рынок, на котором выступает лишь один покупатель товара, услуги или ресурса, в том числе наниматель рабочей силы.
Количественные методы оценки структуры рынка
Пороговая доля рынка Российским законодательством установлена пороговая доля рынка в 35 %, если выше, то предприятие считается монополистом.
Индекс концентрации Индекс концентрации характеризует долю нескольких, скажем, 3, 4, 8, 12 крупнейших фирм в общем объеме рынка в процентах. Если индекс концентрации приближается к 100, то рынок характеризуется высокой степенью монополизации, если же он немногим выше нуля, то его можно рассматривать как конкурентный.
Коэффициент Лернера - показатель монопольной власти, предложенный экономистом Аббой Лернером в 1934 г.
Коэффициент Лернера Измерителем монопольной власти является величина, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки.
Коэффициент Лернера Если коэффициент Лернера = 0, то это рынок совершенной конкуренции. Если коэффициент Лернера = 1, то это монополия.
Коэффициент Лернера Сложность вычисления коэффициента Лернера связана с тем, что информацию о предельных издержках довольно сложно получить.
Вопрос Как вы думаете, в каких из перечисленных отраслей может существовать монополия, олигополия, монополистическая конкуренция: выпуск самолетов выращивание овощей производство марочных вин производство шоколада производство духов и косметики?
Вопрос Экономика СССР была построена на основе крупнейших предприятий. Почему это было сделано именно таким образом и связано ли это с тем, что большинство таких предприятий переживало трудные времена в период перестройки?
Вопрос Предприятия в экономике СССР очень часто были почти полными монополистами в изготовлении отдельных видов продукции. Каким образом это сказалось на уровне их затрат и какие это породило трудности в борьбе с пришедшими сейчас на российские рынки иностранными конкурентами?
Экономическая лаборатория «Анализ конкуренции в отраслях промышленности»
Упражнение. «Типы структур рынка» Заполните таблицу «Типы структур рынка»