Способный ребёнок – не дар природы
«Следствие ведут родители» Дело первое:«Разбор по-понятиям» В первый класс поступили мальчики - двойняшки, которые могли в уме умножать и делить двузначные числа. Бабушка мальчиков утверждала, что её внуки необыкновенно талантливые дети и пророчила им будущее великих математиков. Как вы думаете, права ли бабушка?
Способности - индивидуально-психологические особенности, от которых зависит успех в какой-либо деятельности. Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности организма. Одаренность - своеобразное сочетание способностей, необходимых для успешного выполнения какой-либо деятельности. Одаренный ребенок - ребенок, который выделяется яркими достижениями в том или ином виде деятельности, или имеет внутренние предпосылки для таких достижений Талант - высшая степень проявления способностей
задатки способности одарённость талант гениальность
Вундеркинд ("чудесный ребенок") - ребенок с необычайными успехами в каком-либо виде деятельности Моцарт в 3 года написал первые музыкальные сочинения, с 6 лет гастролировал по странам Европы, в 11 лет написал первую оперу Карл Брюллов поступил в 9 лет в Академию художеств. Грибоедов в 11 лет поступил в Московский университет, а в 15 уже окончил два отделения (словесное и юридическое) философского факультета Елена Водорезова в 12 лет стала чемпионкой СССР и одной из лучших фигуристок Европы Один из крупнейших математиков современности академик Н. Виноградов вспоминает: Писать и читать выучился в три года. Сам
Способности Особые способности детей часто проявляются в результате возрастных особенностей развития Наряду с высоким уровнем тех или иных способностей наблюдается отставание в других Под влиянием ряда причин может происходить "угасание" детской одаренности
Дело второе «Запутанное» Разговор двух мам: Одна другой говорит: «Мой сын учится на одни пятёрки, он очень одарённый». На что другая отвечает: «А мой бестолковый, учиться не хочет, целыми днями во дворе мяч гоняет. Какая уж тут одарённость!» Как вы оцениваете позицию мам?
Виды способностей практические: (спортивные, способности к ремеслам) теоретические: (познавательные способности в области математических, естественных и гуманитарных наук) художественно-эстетические: (хореографические, сценические, литературно-поэтические, изобразительные, музыкальные) лидерские способности
По степени сформированности одарённости актуальная (явная) одаренность потенциальная (скрытая) одаренность
Дело третье «Проблемное» Родители необычайно развитого 7 летнего мальчика были уверены, что проблем с обучением сына в школе не будет, но с первых же дней в школе посыпались жалобы учительницы на нежелание ребёнка учиться, нарушения дисциплины, проблемы в отношениях со сверстниками. Для родителей это стало полной неожиданностью. В чём же дело, в чём ошибка родителей?
Ребёнок с признаками одарённости чрезвычайно любознателен, у него интерес ко множеству разных вещей, необыкновенно активен, независим, часто делает все по своему, изобретателен в деятельности, в играх, в использовании материалов и идей, отличается остротой мышления, наблюдательностью, вниманием и исключительной памятью, отличается умением излагать свои мысли, богатым словарным запасом, может легко учиться.
Проблемы ребёнка с признаками одарённости проблемы со сном, проблемы с едой, повышенная активность (гиперактивность), бесконечные вопросы, трудности на ранних этапах школьного обучения
Проблемы адаптации одаренных детей в ОУ Неприязнь к школе, протестные формы поведения Стремление к совершенству, неудовлетворенность собой Конфликтность Повышенная чувствительность и уязвимость Повышенная потребность во внимании со стороны взрослых Проявления гиперактивности (отвлекаемость, неустойчивое внимание)
Дело пятое «Семейное» «Я в своё время не смогла добиться успехов в гимнастике, - говорит мама, - но моя дочь обязательно станет чемпионкой!» Ради этого семья Ивановых прилагает огромные усилия: с 4 лет возят дочку в спорткомплекс в другой конец города, тратят деньги на костюмы, индивидуальные занятия, контролируют каждый шаг девочки, чтобы она не отвлекалась ни на что другое. Как вы оцениваете позицию родителей?
Варианты отношения родителей к способностям ребенка 1. Гипертрофированное внимание к способностям ребёнка 2. Игнорирование одаренности ребенка 3. Создание условий для выявления и развития внутренних возможностей ребенка, а не форсирование творческого развития. Семья способна развить или уничтожить творческий потенциал ребенка !
Рекомендации родителям в общении с одаренным ребенком Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него свои интересы и увлечения. Не переживайте, если ваш ребенок не блистает в школе. Если ваш ребёнок учится (занимается в секции) слишком легко, спустя рукава это повод насторожиться. Значит, заложенный природой потенциал используется мало, ребенок не учится трудолюбию, настойчивости. В этом случае дополнительная нагрузка будет для него полезной. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а одарённые – особенно! Избегайте длинных бесед и нотаций.