ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА: ПОИСКИ СОЦИАЛЬНОЙ МАКРОТЕОРИИ Теория, отражающая наиболее общие характеристики глобальных объектов и закономерности их функционирования и развития
План: 1. Теория локальных цивилизаций. 2. Теория общественно-экономических формаций 3. Теория постиндустриального общества 4. Две ветви стадиального подхода к истории: общее и различия
1. Что такое история? ИСТОРИЯ (в пер. с греч – разыскания) это наука изучающая факты и события прошлого (наука об обществе ) 2. Перечислите особенности исследования истории. Хронологическая неповторимость. Объект изучения – историческая реальность. Субъективность и личностный фактор. «История это ряд выдуманных событий по поводу свершившихся» (Ш.Мотескье)
Локально-цивилизационный подход типология цивилизаций по типология цивилизаций по Н.Я. Данилевскому Н.Я. Данилевскому типология культур по типология культур по О. Шпенглеру О. Шпенглеру типология цивилизаций типология цивилизаций по А. Тойнби А. Тойнби типология цивилизаций А. Тойнби Слабости теории: преувеличение момента взаимной изоляции; определённая биологизация фаз развития цивилизации.
ТЕОРИЯ ЛОКАЛЬНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ Цивилизация ? Цивилизация Цивилизация – это сообщество людей объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами. Основа цивилизации – культура. Это единый саморазвивающийся механизм имеющий свои законы развития. Культурно-исторический тип? Культурно-исторический тип – самобытная цивилизация. Культурно-историческая концепция подчёркивает существование множества различных культур, своеобразие каждой из них и вместе с тем отрицает единство всемирно-исторического человечества и взаимодействие различных культур и цивилизаций.
ТЕОРИЯ ЛОКАЛЬНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ Н. Я. Данилевский ( гг.) Основываясь на: своеобразии религиозного, социального, бытового, промышленного, научного, художественного развития цивилизации; основу жизнедеятельности каждой самобытной цивилизации, которая имеет значение только в рамках определенной группы народов. Этапы развития культурно-исторических типов: 1.«рост», культурное и политическое самоопределение; 2.«цветение и плодоношение»; 3.«исчерпания сил», накопление неразрешимых противоречий, утрата веры. Цель историка: найти различия культурно- исторических типов развития общества «Ни один из культурно-исторических типов, подчеркивал Н.Я. Данилевский, не одарен привилегией бесконечного прогресса».
ТЕОРИЯ ЛОКАЛЬНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ А.Тойнби Цивилизация - общность, «более широкие, чем отдельные нации, но менее широкие, чем все человечество». А.Тойнби насчитал десять самостоятельных цивилизаций. Из них к «живым» он отнес западную, православно-христианскую, исламскую, индуистскую, дальневосточную. Цивилизациям, присущ замкнутый цикл исторического существования: 1. Рост за счет энергии «жизненного порыва». 2. Надлом («творческое меньшинство» - вырождается; «внутренний пролетариат» - не способен трудиться, «варварские народы» - внешняя угроза). 3.Упадок, разрушение
ТЕОРИЯ ЛОКАЛЬНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ О. Шпенглер ( гг.). О.Шенглер считал, что в истории человечества существовало восемь культур, каждая из которых за время своего существования проходила ряд стадий и, умирая, превращалась в цивилизацию. Переход от культуры к цивилизации означает упадок творчества, героических деяний; подлинное искусство оказывается ненужным, торжествует механическая работа.
Прочитайте п.1. Выпишите плюсы и минусы теории локальных цивилизаций В чем суть локально-цивилизационного подхода? Плюсы Минусы 1. преувеличение момента взаимной изоляции цивилизаций, разрушающей целостность всемирно- исторического процесса. 2. биологизация фаз развития цивилизации 1. Обращение к культурному наследию цивилизаций
ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФОРМАЦИЙ Общественно-экономические формации: Первобытная Рабовладельческая Феодальная Капиталистическая Коммунистическая (1 ст.- социализм) К.Маркс, Ф.Энгельс
Прочитайте п.2. Выпишите плюсы и минусы формационного подхода В чем суть формационного подхода? Плюсы Минусы 1. фаталистическое, без- альтернативное представление об историческом процессе; принижает роль человеческой деятельности и сознания. 2. подвергается сомнению его универсальность, применимость ко всем странам и эпохам 1. Востребованность стадиального деления общества
XVIII в. XIX -XX в. XXI в. ТЕОРИЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА Д. Белл
ТЕОРИЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА
«Третья волна»- наши дни. Мир вступил в постиндустриальное общество. ТЕОРИЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА О. Тоффлер « Первая волна» - 10 тыс. лет назад началась первая волна крупных изменений. Она преобразовала племена кочевников в оседлых крестьян. Результат - зарождение традиционного общества. «Вторая волна» лет назад превращение общества из аграрного в индустриальное.
2. Переходное общество (предпринимательство, централизованные государства, национальное самосознание). 3. Стадия «сдвига» (промышленные революциями =>социально- экономические и политические преобразования). 4. Стадия «зрелости» (научно-техническая революция, рост городов). 5. Эра «высокого массового потребления» (рост сферы услуг, превращение производства товаров потребления в основной сектор экономики). ТЕОРИЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА У. Ростоу Стадии развития общества: 1. Традиционное общество (с/х, примитивная техника, сословно-классовое общество, власть крупных земельных собственников).
Прочитайте п.4. Укажите общие черты и различия в трактовке мировой истории сторонниками учения о формациях и приверженцами теории постиндустриального общества. Составьте сравнительную таблицу. В чем суть теории постиндустриального общества?
ОБЩЕЕ: выделяются и обосновываются определенные крупные этапы, через которые идет развитие человечества; обе теории базируются на признании источником прогресса изменений в сфере материального производства и связанных с этим сдвигов в социальной сфере; эти переходы носят характер революционных изменений.РАЗЛИЧИЯ: главные фазы, которые проходят в своем развитии люди; роль духовных факторов.