Методика преподавания программирования в школе
Изучение программирования в курсе Основы информатики и вычислительной техники является самым сложным периодом обучения в данной науке. Для детей 13,14 лет научно изложенные учебники редко привлекательны, только очень пытливые умы старательно разбирают непонятные слова, а затем уже и суть основного материала. Задачей учителя в школе стоит разработка такой методики, которая максимально упростит постижение способности программировать, что очень важно для большинства людей в современном техническом мире.
Цели и задачи программирования в государственном стандарте по информатике : знать основные свойства алгоритмов, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл, понятие вспомогательного алгоритма; уметь использовать алгоритмические конструкции, выполнять и строить простые алгоритмы, выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, в дальнейшем освоении профессий.
учащиеся на начальной стадии обучения должны ознакомиться с различными языками программирования, понять необходимость изучения алгоритмического языка программирования. В начале изучения учащиеся должны ознакомиться с основными алгоритмическими конструкциями, командами языка, правилами описания объектов языка программирования, структурой программы и правилами написания. Учащимся необходимо сначала сформировать навыки написания простейших программ с использованием алгоритмических конструкций и основных объектов языка программирования, а затем перейти к изучению простых и далее более сложных методов программирования.
В данное время алгоритмизация и программирование в школах изучается в 9 классах –Turbo Pascal, в 10 – 11 классах изучается объектно - ориентированное программирование Delphi. По новой программе программирование начинают изучать с 7 класса – линейные программы, 8 классы – программы с ветвлением, 9 классы – циклические программы и массивы. С переходом на 12 – летнее обучение алгоритмы будут изучаться начиная с 3 класса, языки программирования в начальных классах не будут изучаться.
Основные цели изучения алгоритмизации и программирования Дать учащимся понятие о алгоритме и языке программирования. Ознакомить с основными видами алгоритмов и способами их представления Ознакомить с составляющими элементами среды программирования. Дать навыки по созданию проектов в данной среде программирования.
Задачи: Основные образовательные задачи : Изучить язык программирования и создание основных алгоритмических конструкций на языке программирования Обучить учащихся работе в среде программирования ; Дать базовые навыки по созданию проектов в данной среде программирования; Основные воспитательные задачи : Воспитывать у школьников личностные качества, способствующие успешной социальной адаптации: целеустремлённость, объективность в самооценке, ответственность, познавательный интерес, стремление доводить начатое дело до конца, аккуратность, коммуникативность Основные развивающие задачи : Формировать у учащихся стремление к саморазвитию и личностному росту через познавательную деятельность, развивать информационную речь, пространственное воображение, логическое и системное мышление, развивать память, внимание учащихся, развивать умение использовать полученные теоретические знания в практической деятельности.