ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Экзаменационная работа по иностранному языку состоит из 28 заданий с выбором ответа (из 3 или 4-х предложенных вариантов), 16 заданий открытого типа (в том числе заданий на установление соответствия), требующих краткого ответа выпускника, и 2 заданий открытого типа с развернутым ответом.
Раздел 1 – «Аудирование» – включает 15 заданий трех уровней сложности. Данный раздел проверяет умения: извлекать основную информацию из текста, понимать запрашиваемую информацию, полно и точно понимать прослушанную информацию. Максимум за успешное выполнение всех заданий раздела – 20 баллов. Рекомендуемое время на выполнение - 30 минут.
СТРУКТУРА ЭКЗАМЕНА Экзаменационная работа по иностранному языку состоит из 28 заданий с выбором ответа (из 3 или 4-х предложенных вариантов), 16 заданий открытого типа (в том числе заданий на установление соответствия), требующих краткого ответа выпускника, и 2 заданий открытого типа с развернутым ответом.
Раздел 2 – «Чтение» – включает 9 заданий трех уровней сложности. Данный раздел проверяет умения: полное и точное понимать текст, его основное содержание и структурно- смысловые связи. Максимум за успешное выполнение всех заданий раздела – 20 баллов. Рекомендуемое время на выполнение – 30 минут.
Раздел 3 – «Грамматика и лексика» – включает 20 заданий трех уровней сложности. Данный раздел проверяет языковые навыки: владение видовременными формами глагола, личными и неличными формами глаголов; формами местоимений; формами степеней сравнения прилагательных и т.д.; владение способами словообразования, употребление лексических единиц с учетом сочетаемости слов в соответствии с коммуникативным намерением. Максимум за успешное выполнение всех заданий раздела – 20 баллов. Рекомендуемое время на выполнение – 40 минут.
Раздел 4 – «Письмо» – состоит из 2-х заданий, выполнение которых требует демонстрации разных умений письменной речи. Так, в личном письме проверяются умения: дать развернутое сообщение, запросить информацию, соблюдать формат неофициального письма, оформить письмо в соответствии с нормами, принятыми в странах изучаемого языка. Максимум за успешное выполнение всех дела – 20 баллов. Рекомендуемое врем заданий разя на выполнение – 60 минут.
Изменения в КИМ 2010 г. по сравнению с 2009 г.: в разделе "Письмо" задание С2 (письменное высказывание с элементами рассуждения по предложенной проблеме) будет представлено одним типом письменного высказывания, а именно «Ваше мнение» (ранее использовались два типа заданий «Ваше мнение» и "За и против").
Экзаменуемые, набравшие не ниже минимального балла ЕГЭ по иностранному языку, должны продемонстрировать: понимание основного содержания иноязычного звучащего и письменного текста; умение создать связное письменное высказывание в жанре личного письма (дать развернутое сообщение в соответствии с коммуникативной целью, запросить информацию, соблюдать принятые в иностранном языке нормы вежливости); владение лексико-грамматическими и орфографическими навыками базового уровня.
Основные результаты ЕГЭ по иностранным языкам в 2009 году Единый государственный экзамен по иностранному языку в 2009 году сдавали выпускника (в 2008 году – 16333). Почти 91,5% участников ЕГЭ по иностранным языкам сдавали экзамен по английскому языку – человек (14676), по немецкому языку 4781 человек (1202), по французскому языку 2202 человека (455) и по проводившемуся впервые испанскому языку 181 человек.
Английский язык. Не смогли получить минимальное количество баллов (20 баллов) 5,2% участников экзамена, максимально возможный балл (100) получили 81 человек. Немецкий язык. Не смогли получить минимальное количество баллов (20 баллов) 10% участников экзамена, максимально возможный балл (100) не получил ни один из участников (98 и 99 баллов по одному участнику)
Французский язык: Не смогли получить минимальное количество баллов (20 баллов) 2,13% участников экзамена, максимально возможный балл (100) не получил ни один из участников (98 баллов – два человека) Испанский язык. Все участники получили балл выше минимального балла ЕГЭ (20 баллов), максимально возможный балл (100) получил 1 человек.
Характеристика подготовки участников экзамена Описание отдельных групп участников экзамена Описание уровня подготовки отдельных групп участников экзамена Ниже минимального уровня Первичный балл 0-15 Тестовый балл – ,2% участников экзамена Согласно принятым в ЕГЭ критериям усвоения элементов содержания, представители данной группы не достигли требуемого уровня ни в одном из видов речевой деятельности. Исключение составляют отдельные умения понимания основного содержания текста в разделах «Аудирование» и «Чтение».
Базовый уровень (А2+) Первичный балл – Тестовый балл – ,0% участников экзамена Участники данной группы характеризуются тем, что могут понимать (на слух или в чтении) простые аутентичные тексты, находя в них простую, легко предсказуемую конкретную информацию. Они способны написать несложное письмо личного характера, затрагивая общие бытовые проблемы. При этом участники данного уровня испытывают затруднения с выражением на письме личного мнения, не владеют достаточно сложными лексико- грамматическими конструкциями, испытывают затруднения в понимании развернутых текстов.
Повышенный уровень (В1) Первичный балл – Тестовый балл – ,6% участников экзамена Участники данной группы в разном качестве проявили умения понимания текстов, относящихся к разным типам и жанрам, построенных в основном на частотном языковом материале. Они умеют писать связные тексты, выражая в них личные переживания и впечатления, однако необходимо заметить, что при выполнении задания, требующего письменного высказывания с элементами рассуждения, эти участники затруднялись с решением коммуникативной задачи в полном объеме. Также у них вызывала затруднение необходимость проявления компенсаторных умений, проявления языковой догадки.
Высокий уровень (В2) Первичный балл – Тестовый балл – ,2 % участников экзамена Дополнительно к перечисленному выше участники данной группы показали достаточно высокий уровень владения иностранным языков. Они понимают на слух и в чтении тексты, содержащие достаточно непростую аргументацию, выражающие специфическую авторскую позицию. Они умеют писать тексты, содержащие элементы эссе, у них достаточно широкий словарный запас и уверенное владение основными грамматическими конструкциями.
Аудирование и чтение Неумение выделять ключевые слова в тексте; неумение игнорировать ненужную информацию; ориентация не на содержание предложенного текста. а на собственный социальный опыт при выборе ответа «верно/неверно/нет информации»; опора лишь на значении отдельного слова при ответе на тестовый вопрос;
опора лишь на значении отдельного слова при ответе на тестовый вопрос; выбор вариантов ответов только потому, что эти же слова звучат в тексте (экзаменуемые забывают о том, что верный ответ, как правило, выражен синонимами
Грамматика и лексика невнимание к контексту и, как следствие, неправильное употребление видовременных форм и страдательного залога; незнание форм неправильных глаголов; подмена причастия I причастием II или наоборот; неправильное употребление неличных форм глаголов; образование от опорных слов однокоренных слов не той части речи, которая требуется по контексту; заполнение пропуска опорным словом без изменения его; употребление несуществующих слов; использование не того отрицательного префикса, который употребляется с указанным корнем; неправильное написание слов.
Письмо 1. При написании личного письма: ошибки в оформлении и организации текста; неумение представить полный и точный ответ на запрашиваемую в письме информацию; отсутствие постановки вопросов или формулирование вопросов не по теме. несоблюдение требуемого объема ( для С1).
2. При написании высказывания с элементами рассуждения подмена одного жанра письменного высказывания другим; отход от темы (часто через включение заученных наизусть «топиков»); отсутствие развернутой аргументации; неумение сформулировать проблему в начале высказывания (простой повтор формулировки задания) и сделать вывод в конце; неправильное деление текста на абзацы; отсутствие использования или неправильное использование средств логической связи; лексико-грамматические и орфографические ошибки; несоблюдение требуемого объема ( для С2).
Основные проблемы у учащихся: Незнание формата ЕГЭ и критериев оценивания; Невнимательное прочтение инструкций в бланках 1 и 2; Невнимательное прочтение инструкций к заданиям; Неправильная организация и распределение времени на экзамене.
Ошибки организационного и психологического плана: неправильно заносят ответы в бланк ответов (заносят в бланк лишние символы или заносят информацию в неправильные позиции бланка); забывают заполнить позиции бланка; по одной позиции пишут два ответа; пропускают клеточки при заполнении бланков; пишут неразборчиво, машина не распознает ответы.
Общие рекомендации: изучать документы с требованиями к ЕГЭ, следить за изменениями, для этого постоянно посещать сайты ФИПИ, ФЦТ и Рособрнадзора; использовать в учебном процессе пособия, включенные в "Перечень учебных изданий, рекомендуемых ФИПИ для подготовки к единому государственному экзамену" и "Перечень учебных изданий, подготовленных авторскими коллективами ФИПИ" (см. сайт ФИПИ: анализировать с учащимися работы, выполненные ими в формате ЕГЭ по всем видам речевой деятельности и аспектам языка
проводить специальные уроки по обучению выполнения заданий в формате ЕГЭ с заполнением бланков ответов; целесообразны тренировочные занятия/ домашние задания по переносу ответов в бланк ответа с последующим анализом и исправлением ошибок; посещать курсы повышения квалификации и семинары, посвященные проблематике ЕГЭ; пользоваться критериями ЕГЭ на уроках; проводить уроки, репетиционные экзамены /тестирование в формате ЕГЭ.