«Формирование грамматических навыков при обучении учащихся 7,9 классов немецкому языку» «Wer fremde Sprache nicht lernt, weiss nicht von seiner eigenen» I.W.Goethe
Цель и задачи работы: Освоение методики работы по формированию грамматических навыков у учащихся. Изучение литературы по данному вопросу; Соединение изученной теории с практикой; Анализ целесообразности применения вышеперечисленных подходов.
Современные подходы к формированию грамматических навыков На протяжении веков грамматика рассматривалась то, как цель обучения, то, как средство обучения иностранному языку. Если принять во внимание два значения грамматики:1)как грамматический строй; 2)как теория языка, то в программах общеобразовательных учреждений речь идет о грамматике как грамматическом строе языка. Без овладения грамматикой в этом её значении не может быть правильно сформированного речевого общения. Поэтому грамматика выступает как средство для формирования коммуникативной компетенции, а именно речевой.
Формирование грамматических навыков на основе правил При формировании грамматических навыков в практической методике существует два подхода: Эксплицитный Имплицитный дедуктивный метод структурный метод и и индуктивный метод коммуникативный метод
Дедуктивный метод: Учащиеся изучают правило, сформулированное в грамматических терминах, которое иллюстрируется примерами; Учащиеся выполняют серию упражнений в соответствии с правилом; В заключении даются переводные упражнения на активизацию изучаемого грамматического материала;
Достоинства дедуктивного метода Принцип сознательности, что способствует созданию полноценного эталона отрабатываемых грамматических явлений; Пооперационная отработка грамматических действий, обеспечивающая»чистоту» формируемого навыка; Может быть использован при самостоятельной работе учащихся. Недостатки дедуктивного метода Не стимулирует умственную активность учащихся и преподносит им готовое решение; «запуск» навыка на продуктивном уровне организуется путем пословного перевода, а это не является полноценным иноязычным высказыванием; Формирование грамматических навыков тормозится недооценкой условий устного иноязычного общения.
Индуктивный метод Вниманию учащихся предлагается текст, содержащий грамматическое явление; Внимание привлекается к аналогичному, но уже изученному явлению; Учащимся предоставляется возможность проверить, насколько правильно они поняли суть отрабатываемого грамматического явления; Актуализация изученного грамматического материала может происходить как в переводных так и в отдельных условно-речевых упражнениях.
Достоинства индуктивного метода Использование поиска – самого эффективного способа учения, способствующего осознанию сущности грамматического явления; Полноценная реализация принципа сознательности; Стимулирование умственной способности учащихся, обеспечивающее непроизвольное запоминание изучаемого грамматического явления. Недостатки индуктивного метода Требует значительного времени для ознакомления с изучаемым грамматическим явлением; Не предусматривается пооперационная отработка грамматического явления, необходимая для «чистоты» грамматических навыков.
Структурный метод Аудирование речевых образцов, содержащих грамматические структуры; Хоровое и индивидуальное повторение вслед за учителем (или фонограммой) речевых образцов грамматических структур; Вопросо-ответные упражнения с учителем или в парах с использованием изучаемых грамматических структур; Учебный диалог, содержащий несколько вопросов- ответных единств и включающий отрабатываемые структуры.
Коммуникативный метод Предваряющее слушание того материала, который подлежит автоматизации (то есть речевого образца; Имитация в речи, что предполагает не просто повторение, а имитацию при наличии речевой задачи; Однотипность фраз, поскольку повторяющиеся конструкции запоминаются быстрее и прочнее; Регулярность однотипных фраз; Действие по аналогии в речевых условиях, предполагающее конструирование фраз не по правилу, а по аналогии с образцом и обязательно в соответствии с речевой задачей; Безошибочность речевых действий, достигаемая в результате регулярного подкрепления; Формирование грамматических навыков на достаточном количестве материала и в достаточном количестве разнообразных ситуаций; Речевой характер упражнений.
Виды коммуникативных упражнений: Имитационные упражнения: + Er lernt Deutsch, um in Deutschland zu studieren. Stimmt? - Ja. Stimmt. Er lernt Deutsch, um in Deutschland zu studieren Подстановочные упражнения: Wer ist in den Zoo gegangen? Das Mädchen … ins Theater gegangen. (ist) Sie … ins Theater gegangen. (sind) Трансформационные упражнения: + Ich gehe heute mit meiner Freund ins Kino. Und du? - Heute gehe ich auch mit meiner Freund ins Kino.
Спасибо за внимание! Работу выполнила: Крикунова Л.С. Учитель немецкого языка