Взаимодействие семьи и школы. Макеева Наталья Владимировна заместитель директора по воспитательной работе МОАУ «СОШ 8»
Закон Российской Федерации «Об образовании» «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребёнка уже в младенческом возрасте.»
Вернуть в школу утраченные ценности без семьи, без самого народа невозможно. Ю.П. Азаров
Без семьи мы – я имею в виду школу - были бы бессильны… В.А.Сухомлинский
Выделяют три группы родителей: Первая группа: родители – помощники в воспитательной работе с детьми. Они добросовестны, активны, заинтересованы и готовы в любую минуту прийти на помощь. Вторая группа: родители – потенциальные помощники в воспитании детей. Они будут помогать, если будут знать, что и как надо делать. Третья группа: родители не понимают или не хотят понимать требований школы в учебно – воспитательной работе. Они отрицательно относятся к школе, к учителям, проявляя это реже – открыто, чаще - скрыто.
Модели отношений родителей и детей: Семьи, уважающие детей Отзывчивые семьи Материально-ориентированные семьи Враждебные семьи Антисоциальные семьи
Педагогическая компетентность Профессиональная подготовка. Координатор воспитывающих влияний. Индивидуальный стиль работы. Поддержание и поощрение учеников. Инновации в работе. УЧИТЕЛЬ
Профессиональная компетентность КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА ОСОБАЯ ЭКСТРАВЕРТНАЯ РАЗВЁРНУТОСТЬ К ЧЕЛОВЕКУ ЭМПАТИЧНОСТЬ, ТАКТ, СОПЕРЕЖИВАНИЕ ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ, ИСКРЕННОСТЬ, ОТКРЫТОСТЬ 1 2 3
«От ДУХОВНО – ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ К НРАВСТВЕННОМУ ВОЗРОЖДЕНИЮ» нравственность эстетика духовность ЭТО ГЛАВНОЕ СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ РАЗОБЩЕННОСТИ МЕЖДУ ВЗРОСЛЫМИ И ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ, МЕЖДУ ДЕТЬМИ В ДЕСТКОМ СОЦИУМЕ, СЕМЬЕЙ И ШКОЛОЙ.
Основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие.
ДУХОВНЫЕ ПРИМЕРЫ, НЕСОМНЕННО, ДЕЙСТВУЮТ СИЛЬНЕЕ ХОРОШИХ ПРАВИЛ. Д. ЛОКК
Цель: Способствовать формированию: единого воспитательного пространства, главной целью которого является личность ребенка, его счастье и успех; целостного образовательного процесса, полноправным субъектом которого являются родители; повысить качество отношений семья – школа с целью создания благоприятных условий для формирования личности школьника; создать систему сотрудничества семьи и школы с целью благоприятных условий для формирования личности школьника.
Задачи: единение семьи и школы; тесное сотрудничество «триады»: учителя - дети – родители; определение возможностей и условий дальнейшей интеграции усилий семьи и школы в воспитании учащихся; разработка и осуществление действенных мер по стабилизации семьи, формированию нового взгляда на семью как наиболее благоприятную среду для полноценного физического, интеллектуального, эмоционального развития личности ребенка; повышение педагогической культуры родителей учащихся школы и привлечение их к совместной с детьми и педагогами деятельности; определение роли семьи и формирование нравственно-этических ценностей личности учащегося; создание системы оказания психолого-педагогической помощи родителям учащихся. Психолого-педагогическое просвещение классных руководителей, знакомство их с современными методами и технологиями работы с семьями учащихся.
Участие родителей Совет профилактики Обследование семей группы риска СППС Педагогический консилиум Решение конфликтных ситуаций Организация работы с трудными подростками и проблемными семьями
Участие родителей в управлении учебно- воспитательного процесса Мы доверяем своим родителям!
Семья – это сложная социальная система, которой присущи черты социального института и малой социальной группы. Семья – это сложная социальная система, которой присущи черты социального института и малой социальной группы.
Семья – это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека. Каким вырастет ребёнок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений.
ИНТЕГРАЦИЯ (лат. Integratio восстановление, восполнение) понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, а также процесс, ведущий к такому состоянию. ИНТЕГРАЦИЯ (лат. Integratio восстановление, восполнение) понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, а также процесс, ведущий к такому состоянию. Интеграция усилий семьи и школы – это важнейшее условие формирования единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность ребенка, его счастье и успех.
О ц е н о ч н о - корректировочный Организационный ЭТАПЫ ПРОЦЕССА ИНТЕГРАЦИИ Д и а г н о с т и ч е с к и й Воспитательный Воспитательный
Переход от эпизодически стихийного взаимодействия школы и семьи по проблемам обучения и воспитания детей, педагогического просвещения родителей к постоянному, на основе конкретных программ совместной деятельности с учетом специфики школы, контингента детей и родителей Переход от эпизодически стихийного взаимодействия школы и семьи по проблемам обучения и воспитания детей, педагогического просвещения родителей к постоянному, на основе конкретных программ совместной деятельности с учетом специфики школы, контингента детей и родителей Дифференцированное психолого-педагогическое обучение, консультирование, реабилитация, информирование и просвещение родителей и детей Дифференцированное психолого-педагогическое обучение, консультирование, реабилитация, информирование и просвещение родителей и детей Использование активных форм дифференцированного психолого-педагогического обучения Использование активных форм дифференцированного психолого-педагогического обучения Привлечение к сотрудничеству со школой и родителями представителей общественности и официальных органов Привлечение к сотрудничеству со школой и родителями представителей общественности и официальных органов Разработка педагогами и родителями программ воспитания Разработка педагогами и родителями программ воспитания
Основные направления работы школы с семьёй повышение роли семьи в реализации прав детей на образование; активизация позиции семьи в образовании детей, в приобщении их к общечеловеческим ценностям; создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей; расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения.
Организация работы педагога с семьёй оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, через управляющие советы, совет по профилактике, родительские комитеты. активное включение в работу с семьей социального педагога, педагогов дополнительного образования, библиотекаря, воспитателей групп продленного дня; расширение сферы дополнительных образовательных и досуговых услуг.
Три основных составляющих взаимодействия семьи и школы Составляющие взаимодействия Информирование родителей Педагогическое корректирование складывающихся отношений между детьми и взрослыми. Практическое взаимодействие
Формы работы с родителями: Традиционные Родительские собрания Различные конференции Индивидуальные консультации Посещение на дому Нетрадиционные тренинги круглые столы практикумы родительские чтения и т. д
Формы работы с родителями Индивиду- альные Групповые Массовые Индивидуальные : посещение семьи, консультации. Групповые: родительский комитет, совет класса, консультация, беседа… Массовые: родительское собрание, праздники, посещение театра, экскурсии…
Взаимопонимание и сотрудничество
КАК МОЖНО МЕНЬШЕ ВЫЗОВОВ В ШКОЛУ МАТЕРЕЙ И ОТЦОВ ДЛЯ МОРАЛЬНЫХ НОТАЦИЙ ДЕТЯМ, ДЛЯ УСТРАШЕНИЯ СЫНОВЕЙ ОТЦОВСКОЙ «СИЛЬНОЙ РУКОЙ», ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ОБ ОПАСНОСТИ «ЕСЛИ И ДАЛЬШЕ ТАК БУДЕТ ПРОДОЛЖАТЬСЯ..» – И КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ДУХОВНОГО ОБЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ…. В.А.СУХОМЛИНСКИЙ
Обучение родителей. Три направления: 1. Обучение родителя как воспитателя (тренинг, деловые игры) 2. Обучение родителя как учителя своего ребенка (обучающие семинары) 3. Обучение родителя как союзника, партнера, со управленца.(консультирование родителей и поддержка семьи)
Консультирование родителей может быть двух типов: 1. Методическое (все, что касается освоения образовательной программы, индивидуального образовательного маршрута ученика, способов дополнительного образования и т. д.). 2. Психологическое (все, что связано с индивидуальными особенностями ребенка и его социализацией). Принципы консультирования: – создание доверительных отношений; – взаимоуважение; – заинтересованность консультантов; – компетентность; – формирование у родителей установки на самостоятельное решение проблемы; – хорошая организация консультирования.
Воспитывает все: люди, вещи, явления. Но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте родители и педагоги…. А. С. Макаренко
L/O/G/O