Инновационные подходы в организации методической работы учителей географии: создание сайта МО учителей географии в сети Интернет, сетевые сообщества педагогов, обучение по кредитно-модульной (накопительной) системе и на дистанционных курсах, участие в конкурсах мастерства и т.д.
это формирование у обучаемых ключевых компетенций, основными из которых являются учебные информационные социальные коммуникативные.
сформировать у учащихся готовность использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач и жизненно значимых ситуаций.
научить ребенка обрабатывать поступающую информацию, ориентироваться в ней, выбирать необходимую и достоверную для себя.
использование информационных и телекоммуникационных технологий позволяет учителю: смягчить (или устранить) противоречие между растущими объемами информации и рутинными способами ее передачи, хранения и обработки; вести мониторинг состояния учебной деятельности учащихся; осуществлять оперативный анализ результатов по итогам урока, недели, месяца, четверти, полугодия, года; реализовать принцип субъективности воспитания, посредством методов убеждения, оценки и самооценки;
создать для ученика: непрерывный (поурочный) учет результатов деятельности, что приводит к изменению поведения, прилежания и самооценки; психологически комфортные условия для самовоспитания (самоотчет и самоконтроль); возможность в любой момент посмотреть свои достижения; используя средства компьютерных телекоммуникаций, в любое время иметь доступ к сведениям о текущей успеваемости (и другой деятельности) своего ребенка; контролировать состояние и уровень достижений своего ребенка.
Одним из направлений модернизации системы географического образования в школе является внедрение информационных технологий обучения.
Дидактические возможности ИКТ предоставление обучаемому информации в различной форме: текст, графика, аудио, видео, анимация, интерактивные доски и т.д.; контроль временных параметров практического занятия для каждого обучаемого; выдача большого объема информации по частям, чтобы изучаемый материал усваивался легче, чем материал учебников и статей; активизация процессов восприятия, мышления, воображения и памяти; мобилизация внимания обучаемого; значительное снижение временных затрат преподавателя на контроль нормативных знаний; печать, воспроизведение и комментирование информации; выход в мировое информационное сообщество.
Проблемы, с которыми сталкиваются учителя во-первых, учитель-предметник, как правило, далек от компьютера, он не имеет достаточной подготовки в области информатики, не знает возможностей компьютерной техники, испытывает к ней недоверие и поэтому крайне редко или не использует совсем имеющуюся в школах компьютерную базу;
во-вторых, школьные кабинеты редко где оборудованы компьютерами, а учителя информатики допускают «посторонних» в компьютерные классы крайне неохотно, ибо несут материальную ответственность за оборудование, да и поломка компьютера становится для школы настоящим бедствием; в-третьих, отсутствует или имеется, но не соответствует всем потребностям учебного плана и преподавателя программный продукт; в-четвертых, ощущается полное отсутствие или недостаток пособий для учителей по программному обеспечению, где была бы представлена современная целостная методика диалогов о- проблемного компьютерного освоения тем, разделов, которая бы охватывала все виды работ от составления плана до итоговых выводов.
Сущность модульного обучения заключается в том, что ученик в процессе работы с модулем достигает конкретных целей сам, имея у себя инструкцию, в которой определены: цель усвоения модуля, где найти учебный материал, как овладеть им, (выучить, составить, придумать, провести исследование и т.д.) как проверить правильность выполнения задания, контроль (тесты, письменные работы, сообщения и т. д.) определяет степень усвоения учебного материала.
Дифференцированный подход позволяет успешно реализовать задачи образовательного процесса в современной школе, создать условия для развития личности каждого ученика. Эта проблема актуальна и в курсе школьной географии, так как при сокращении учебных часов остаётся необходимость подготовки школьников к итоговой аттестации по данному курсу, а также подготовки заинтересованных учащихся к сдаче ЕГЭ.
o Дифференцированный подход в обучении детей на уроках географии позволяет мне: обеспечить достижение обязательных результатов обучения каждым учеником в соответствии с его реальными учебными возможностями; обеспечить развитие познавательного, ценностного, коммуникативного потенциала личности; обеспечить обучение в соответствии с реальными учебными возможностями школьников при переходе на базисный учебный план.
Уровни сложности 1. уровень – объяснительно- иллюстративный. Ученики воспроизводят изучаемый материал в том виде, в каком он изложен в учебнике. 2. уровень – репродуктивный. Учащиеся применяют знания и умения по образцу. 3. уровень – частично-поисковый и исследовательский. Дети применяют знания и умения в новой учебной ситуации.
Виды заданий Группа учащихся в зависимости от уровня обученности С высоким уровнем Со средним уровнем С низким уровнем По сложности III уровень Проблемные задания II уровень Репродуктивные задания I уровень Выполнение заданий на воспроизведение По интересам С устойчивым интересом – задания практического и теоретического характера. С устойчивым интересом к другим предметам – задания межпредметного характера Добровольные задания в занимательной форме По характеру помощи Задания выполняются без помощи учителя Получают краткую инструкцию Получают подробный план-памятку
Класс Тема Группы учащихся в зависимости от уровня обученности С низким уровнем Со средним уровнем С высоким уровнем 6Реки Составление развернутого плана рассказа. Выделение главной мысли в каждом абзаце. Разработка опорного конспекта по тексту параграфа. 8 Россия на карте мира Нахождение крайних точек на карте Нахождение крайних точек и определение их координат. Определение и сравнение физико- географического положения России с другими государствами (Канада) 10Зарубежная Европа Составление плана- схемы темы Составление характеристики региона по плану. Составление презентаций.
Нефть и природный газ Каменный уголь Бурый уголь Железная руда Руды цветных металлов Горно- химическое сырье
Используя типовой план (учебник В.П.Максаковского), дайте характеристику природных предпосылок для развития промышленности региона. Для осуществления дифференцированного подхода составляется также технологическая карта уроков, содержащая дифференцированные задания.
Проектная деятельность основана, прежде всего, на развитии самостоятельности учащихся, которые овладевают комплексом географических умений (познавательных, практических, оценочных), основами взаимодействия друг с другом и рефлексией; учатся приобретать новые знания, а так же интегрировать их.
Сфера деятельности человека Проектная деятельность по географии Примеры названий проектов по географии Научно-познавательная Изучение географических проблем, историко- культурных, социальных, экологических аспектов географии. «Экологические проблемы Курского района», «Этнические традиции родного края», «Антропогенное влияние на экологическую ситуацию Степан-Бугор». Практико- преобразовательная Создание картографических моделей, графических схем, проведения наблюдений экспериментально – измерительных работ на местности. «Природа – как учебный географический класс», «Создание экологической карты района»
Ценностно-ориентационная Создание проектов, включающих духовно- нравственные вопросы, фундаментальные ценности человечества, связанные с сохранением жизни, цивилизации. «Природа – универсальная ценность», «Памятники всемирного культурного наследия на территории России», «Природное наследие родного края» Коммуникативная Включает коммуникативные потребности учащихся, направлена на решение проблем связи, передачи энергии с помощью компьютеров и развитие личностно-коммуникативных умений учащихся, способствующих их самореализации. «Город будущего» Художественно-эстетическая Создание проектов, раскрывающих эстетические особенности природы, чувства, впечатления, эмоции, возникающие при изучении природных, общественных, исторических и культурологических процессов и явлений. «Многоцветье красок природы», «Мой любимый уголок природы»