Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа 6 Курского муниципального района Ставропольского края II открытый педагогический фестиваль «Симфония урока» Номинация «Ярмарка методических идей» Тема: «Электрическое сопротивление. Удельное сопротивление.» Выступление учителя физики Первой квалификационной категории МОУ СОШ 6 Акопова Вачакана Ваграмовича С. Полтавское 2013 г
I.Тема выступления: «Урок – исследование с практической направленностью»
«Скажи мне – и я забуду, Покажи мне – и я запомню, Дай действовать – и я научусь.» (китайская мудрость)
II. Об уроках исследованиях. Одной из задач обучения физике в средней школе является развитие исследовательских умений и навыков учащихся. Умение видеть проблему, выдвигать гипотезы, наблюдать, планировать и проводить эксперимент, определять цели исследования можно формировать на уроке именно в ходе организации исследовательской деятельности, начиная с седьмого класса. Ориентировочную основу исследовательской деятельности составляют три компонента: а) содержательный – знания, которое нужно применить, чтобы принять исследовательскую задачу; б) мотивационный – интерес к предмету, желание решать эту задачу; в) инструментально-деятельный – развитие ранее исследовательские умения. Учитель на уроке ставит две учебные задачи: 1)усвоение предметных знаний учеником; 2)освоение способа действия.
III. Повторение изученного материала. При фронтальном опросе разгадать ключевое слово кроссворда, которое будет определять тему нового материала.
)Английский физик, который занимался изучением взаимодействия электрических зарядов. 2)Название частицы, которая содержится в ядре атома. 3)Название заряженной частицы, которая содержится в ядре атома. 4)Единица измерения силы тока в системе СИ. 5)Единица измерения напряжения в системе СИ. 6)Частица из чего состоит молекула. 7)Атом, который потерял электрон или приобрел. 8)Прибор для измерения электрического напряжения. 9)Мельчайшая частица вещества. 10)Частица с наименьшим электрическим зарядом. 11)Единица измерения электрического заряда в системе СИ. 12)Название физической величины, которая обозначается буквой «U». 13)Прибор для измерения силы тока. По вертикали получится ключевое слово, которое означает тему сегодняшнего урока.
III. Название темы урока и цель: «Электрическое сопротивление и удельное сопротивление». Показать экспериментальным путем, что сила тока зависит не только от напряжения, но и от геометрических размеров проводника и рода материалов. Закрепить практические навыки по сборке электрических цепей и работе с электроизмерительными приборами. Таблица 1. Проводники одинаковой длины и сечения. провод ника( м)S(кв.мм)I (A)I (A)U (B)R=U/I(Om) 1.Никелин 0,50,11,30,150,12 2.Железо 0,50,10,50,81,6 3.Медь 0,50,10,412.5 Проблема: сила тока зависит не только от напряжения. Здесь очевиден вывод: Проводники влияют на силу тока; иначе говоря – оказывают сопротивление току. Поэтому свойство проводника ограничивать силу тока в цепи называют его сопротивлением, измеряется в омах: 1Ом =1В/1А. Затем предлагается учащимся записать формулу сопротивления: R = U/I. Далее перед учащимися ставится проблема: от чего и как зависит сопротивление проводника? Для выяснения факторов, влияющих на сопротивление проводника необходимо провести опыты. В цепь источника тока по очереди включают различные проводники.
IV. Что исследовала каждая группа? Таблица 2. Никелиновые проволоки одинаковой длины, но разной площади поперечного сечения. Таблица 3. Никелиновые проволоки разной длины и одинаковой площади поперечного сечения. 1 группа – никелиновые проволоки проводника(м)S(кв.мм)I(A)U(B)R=U/I (Oм) R1/R2S2/S1 1.никелин 0,50,10,35133:1==3 0,3:0,1== 3 2.никелин 0,50,30,650,651 проводника(м)S(кв.мм)I(A)U(B)R=U/I (Oм) R1/R2L1/L2 1.никелин 0,50,10,3513 3:1,1= =2.7 0,5:0,2= =2,5 2.никелин 0,20,10,650,61.1 Вывод: во сколько раз увеличивается площадь поперечного сечения проводника, во столько же раз уменьшается сопротивление (обратная пропорциональная зависимость). Вывод: во сколько раз уменьшается длина проводника, во столько же раз уменьшается сопротивление (прямая пропорциональная зависимость).
Таблица 4. Железные проволоки одинаковой длины, но разной площади поперечного сечения. проводника(м)S(кв.мм)I(A)U(B)R=U/I (Oм) R1/R2S2/S1 1.железо 0,50,10, железо 0,50,810,250,25 Таблица 5. Железн ые проволоки разной длины и одинаковой площади поперечного сечения. проводника(м)S(кв.мм)I(A)U(B)R=U/I (Oм) R1/R2L1/L2 1.железо 0,50,10,5122,52,5 2.железо 0,20,10,750,60,8 2 группа – железные проволоки
проводника(м)S(кв.мм)I(A)U(B)R=U/I (Oм) R1/R2S2/S1 1.Медь 0,50,11,30,130, Медь 0,51,01.20,0120,01 Таблица 6. Медные проволоки одинаковой длины, но разной площади поперечного сечения. Таблица 7. Медные проволоки разной длины и одинаковой площади поперечного сечения. проводника(м)S(кв.мм ) I(A)U(B)R=U/I (Oм) R1/R2L1/L2 1.Медь 0,50,11,30,140,122,5 2.Медь 0,20,11,350,070,05 3 группа – медные проволоки
В результате учащимися экспериментальным путём была получена формула зависимости сопротивления проводника от рода вещества и геометрических размеров проводника:
V. Заключение. Таким образом, переходя от фронтального эксперимента к демонстрационному, мы пробуждаем познавательный интерес учащихся, вовлекаем их в настоящую исследовательскую деятельность и формируем представление о естественнонаучном методе исследования.
Я предлагаю всем учителям физики в своей работе использовать уроки – исследования, потому что они позволяют активизировать деятельность учащихся на уроке и помогают лучше исследовать материал.