МОУ СОШ 12 г. Новоалександровска «Применение технологии развития критического мышления на уроках английского языка» Стыценко Светлана Александровна учитель английского языка высшей категории
Цель проведения мастер- класса: Обобщение педагогического опыта использования приёмов технологии развития критического мышления на уроках английского языка
1. Теоретическая - Раскрыть сущность технологии развития критического мышления. - Проиллюстрировать на примере фрагментов уроков возможность использования технологии развития критического мышления 2. Практическая - Применить приёмы ТРКМ с участием слушателей мастер-класса Задачи:
«Give a man a fish and you feed him in a day; Teach a man to fish and you feed him for a lifetime…»
Под «критическим мышлением» понимают процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработку решения о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что – опровергнуть. При этом иногда приходится корректировать собственные убеждения или даже отказываться от них. Критическое мышление учит активно действовать и помогает понять, как надо поступать с полученной информацией.
ТРКМ Стадия «Вызова» Стадия «Осмысления» Стадия «Рефлексия »
Стадия «Вызова» - побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме - актуализация имеющихся знаний по теме - бесконфликтный обмен мнениями
Стадия «Осмысление» - получение новой информации по теме - классификация полученной информации по категориям знания
Стадия «Рефлексия» - обмен мнениями о новой информации - соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса
Данная технология способствует формированию следующих умений : мыслить логично; выражать свою мысль, своё мнение связно, четко; запоминать и оценивать факты; формировать свою точку зрения, мнение, самостоятельно работая над новым материалом; уметь отстаивать свою позицию
Кластер («Грозди») – графический прием в систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а "гроздятся", то есть, располагаются в определенном порядке. Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию. Кроме того, большой потенциал имеет этот прием на стадии рефлексии: это исправления неверных предположений в «предварительных кластерах» Кластеры могут стать как приемом на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Делая какие- то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Приемы технологии формирования критического мышления
Кластер «Кто что умеет делать», 3 класс Кластер «Учим алфавит», 2 класс
Кластер «Школа», 5 класс School School rules classroom subjects uniform
«Корзина» идей - этот прием напрямую связан с созданием кластеров. 1 этап – индивидуальная работа 2 этап – групповая работа (обсуждение) 3 этап – обмен информацией
«Дерево предсказаний» – этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования. Правила работы с данным приемом таковы: возможные предположения учащихся моделируют дальнейший финал данного рассказа или повествования. Ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно», и, наконец, «листья» – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. «Дерево предсказаний» целесообразно использовать на стадии закрепления лексики с целью анализа какой – либо проблемы, обсуждения текста, прогнозирования событий.
«Дерево предсказаний», 2 класс
«Дерево предсказаний», 7 класс
«Fish bone» – «рыбья кость». Разрешить проблему можно только тогда, когда сам ясно видишь все ее аспекты. Лучше всего если проблема рассматривается с разных сторон, а решение опирается на достаточно ясную фактическую базу. В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписывают факты, отражающие суть.
Таблица « Кто? Что? Когда? Где? Почему? «5-W» Method Заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией WhoWhatWhenWhereWhy
«Концептуальное колесо» эффективно использовать на стадии вызова. Учащимся необходимо подобрать синонимы к слову, находящемуся в ядре понятийного «колеса», и вписать в секторы колеса слово
1. Имя (название, личность, предмет, звание…) 2. Два прилагательных, описывающих эту личность 3. Описание действий (3 глагола) 4. Фраза из 4 слов, которые выражают сущность 5. Синоним первого слова, который раскрывает суть этого понятия Синквейн – прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему.
Интерактивная стратегия «KWL Chart» KNOW – WANT – LEARNT Объявляется тема произведения, предлагается учащимся вспомнить информацию, которой они владеют по данной теме. Учащиеся заполняют первую часть таблицы («Знаю»). Затем предлагаю учащимся высказаться по поводу того, что они хотели бы узнать по данной теме или из данного текста. Учащиеся заполняют вторую часть таблицы («Хочу узнать»). Чтение текста или его части и заполнение третьего столбца таблицы («Узнал»).
Таким образом, использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках английского языка позволяет сделать работу более эффективной, интересной и творческой.
«Teachers only open the door but you must enter by yourself» a Chinese proverb