Общеучебные Постановка и решение задач Познавательные УУД логические
Особую группу общеучебных универсальных действий составляет знаково-символические действия, основным показателем развития которых в начальной школе является овладение моделированием
Знаково – символическое моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта( пространственно- графическая или знаково- символическая) Преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Обучение по действующим программам любых учебных предметов предполагает применение разных знаково-символических средств (цифры, буквы, схемы, и т.д.). Моделирование включает в свой состав знаково- символические действия: замещение, кодирование, декодирование. Учащиеся должны освоить системы социально принятых знаков и символов. Учащиеся должны принять идею означивания и понять ее на произвольно созданной символике.
Мой опыт показывает, что составление сложных выражений из простых вызывает определенные сложности у учащихся. Мы с учениками стали думать, как бы найти прием-помощник для того, чтобы связать эти выражения в математическую цепочку.
Для решения текстовых задач используются модель- рисунок, краткая запись, рисунок-схема, таблица, схема анализа Целесообразно кооперативное использование различных способов моделирования задачи при решении сложных составных задач на несколько действий, введения нового типа задач.
Составить равенство: =
Мы используем понятия «выражение», «значение выражения» знаки действий, понимаем действия I и II ступеней, обозначаем порядок выполнения действий с использованием цифр: 79 – 5х 2 + 6: 3 – 16 и находим ответ, решая по действиям. По учебнику Аргинской в 3- 4 классах приводятся задания, когда даны простые выражения ( суммы, разности, произведения, частного). По заданию данные выражения нужно связать по значению и составить сложные выражения. Например, 86 учебника «Математика», 3 класс, часть II. В указанном задании из выражений необходимо составить сложное выражение: : х После того, как дети нашли значение каждого выражения, составили сложное выражение : ( ) : х ( )
Далее решение примеров при определении того, что общего и чем отличаются данные выражения: ( ) : 4 = : 4 = 12:4 – В сравнении примеры предстают в следующем виде: : 4 = 28 + = что дает возможность детям сразу увидеть различия в порядке действий, а значит снижает возможность ошибки.
Классическая методика, разработанная самими авторами учебника Аргинской и Кормишиной предлагают следующую схему решения сложных выражений, которую также используют дети при выполнении задания, т.е. реализуется принцип вариативности выбора детьми способа выполнения задания:
Мы же использовали эти знаки для определения порядка выполнения действий в сложном выражении, который имеют двоякое смысловое значение: подразумевая под знаком и выражение, значение которого нужно найти и само получившееся значение
Приняв такой принцип составления программы решения, можно использовать различные виды заданий, дифференцировав их уровень : Задания на нахождение вычитаемого : 1) 78 - = 70, задав при этом знак действия.
Применение учащимися знаково-символического анализа сложного выражения привело к следующей схеме решения примера:
Методическое обоснование правомерности такого подхода к решению сложных выражение определено в концепции развития УУД. разработанной под руководством А.Г. Асмолова, как одно из направлений реализации стандартов второго поколения и подходами системы Л.В. Занкова в плане реализации УМК новых стандартов, где применение знаково-символических средств как одного из приемов решения задач и сложных выражений отнесено к познавательным УУД и определяется как «знаково- символическое моделирование». Использование разных знаково-символических средств для выражения одного и того же содержания выступает способом отделения содержания от формы, вынесения содержания для логического анализа, что рассматривается в качестве существенного показателя понимания учащимися содержания задания. Освоенность знаково-символических подходов к разрешению учебных задач, в данном случае, математики определяется как одна линия освоенности моделирования как универсального УД.