Учитель изобразительного искусства МБОУ СОШ 1 с углубленным изучением отдельных предметов им. Ю. Н. Янова г. Вязьмы Смоленской области Александров Николай Иванович Урок 11 Искусство Гжели г.
Недалеко от Москвы находится известный художественный центр, где создают гжельскую керамику. Это близлежащие сёла – Турыгино, Гжель, Речицы и др. Край богат залежами гончарных глин. В жарком пламени печи обжигалась, закаливалась глиняная посуда, становясь звонкой и прочной.
Гжель не всегда была сине-белой. Известно, что 200 лет назад, когда промысел только начинался, мастера создавали изделия из красной глины. Их украшала многоцветная роспись по белому фону.
Это майолика (вид керамики из обожженной глины с крупно пористой поверхностью). Её делают и сейчас. Посмотри как выглядят сосуды, получившие названия квасник и кумган. Они предназначались для праздничных застолий, нередко их дарили на память. Запомни форму этих сосудов.
Вслед за майоликой появилась бело-голубая гжель. Это фаянс – более тонкая посуда. Расписывалась эта посуда по белой обожжённой глине кобальтовой краской чёрного цвета, а сверху покрывалась глазурью. При обжиге кобальт становился пронзительно синим, а прозрачная полива приобретала блеск.
Квасник. Кумган. Майолика. Гжель. XIX в. Полуфаянс. Гжель. XIX в.
Вот маслёнка «Рыба-кит». Основание её окружено лепным орнаментом в виде волн. Всё здесь необычно: и струи-завитки, бьющие фонтаном из головы кита, и глаз-цветок, и стройный собор, который одновременно служит ручкой крышки, и строгий орнамент из ромбов – символических знаков земли.
Вот квасник с мягкими, обтекаемыми, как бы растянутыми вширь формами. Узор- гирлянда бережно оплетает форму тулова, горлышко и крышку квасника, едва касаясь носика и ручки и оставляя нетронутой ослепительную белизну сосуда. И потому он смотрится так празднично, нарядно.