ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД 65-ЦРР» ПО ТЕМЕ: «Развитие творческой личности воспитанника и воспитателя в условиях формирующейся новой образовательной среды».
Цель эксперимента: Создать условия для развития творческой личности воспитателя и воспитанника. Разработать научно-обоснованные рекомендации по организации работы такого типа ДОУ как «Центр развития», содержание, формы и методы которого обеспечивают формирование творческой личности воспитателя и воспитанника.
Задачи ОЭР: 1. Разработать критерии творческой личности воспитателя и воспитанника. 2. Разработать модель выпускника и педагога ДОУ как творческой личности. 3. Выявить условия личностно-ориентированного стиля отношений педагогов и воспитанников. 4. Адаптация существующих методик развития творческой личности к условиям ДОУ. 5. Разработать систему диагностики эффективности процесса формирования творческой личности педагога и дошкольника. 6. Выявить роль индивидуальных программ развития и саморазвития педагога и дошкольника как основы организации воспитательно-образовательного процесса. 7. Отобрать наиболее эффективные методы, приемы, средства, педагогические технологии развития творческой личности воспитателя и воспитанника. 8. Разработать оптимальные варианта речевого, психологического, физического сопровождения детей в ДОУ, как условие развитие творчества. 9. Выявить наиболее эффективные организационно-педагогические формы воспитательно-образовательного процесса, способствующие развитию творческой личности воспитателя и воспитанника. 10. Разработать процедуры оценки.
Основная идея ОЭР: В основу проекта заложена концепция индивидуального развития творческой личности воспитателя и воспитанника.
Гипотеза исследования: Если: в основе воспитательно-образовательного процесса лежат индивидуальные программы развития и саморазвития, обусловливающие развитие творческой личности детей с нарушениями речи; взаимодействие ДОУ с медицинскими и педагогическими учреждениями города служит главным фактором развития и саморазвития личности. Если: изменить содержание воспитательно-образовательного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и потребностями воспитателя и ребенка; осуществить интенсификацию воспитательно- образовательного процесса путем введения новых способов, методов, технологий развития творческой личности воспитателя и воспитанника.
Объект исследования: Педагогический коллектив и коллектив воспитанников.
Предмет исследования: Воспитательно- образовательный процесс, направленный на формирование творческой личности воспитателя и воспитанника.
Показатели результативности ОЭР: Высокая общая культура педагогов ДОУ; умение создавать и применять новое, оригинальное; проявление творческой индивидуальности в педагогической деятельности; умение оказывать своей деятельностью влияние на окружающих. Создание условий, наиболее приближенных к оптимальным, обеспечивающих индивидуальное сопровождение развития творческой личности (индивидуальные программы, технологии, диагностические материалы, требования к квалификации педагогических работников). Наличие материалов, отражающих динамику развития творческой личности воспитателя и воспитанника.
Критерии эффективности развития творческой личности: педагога Умение создавать и применять новое. Повышение уровня квалификации педагогов через самообразование Участие в мероприятиях города, края. воспитанника Отношения, интересы, способности детей, проявляющиеся в художественном творчестве. Способы творческих действий. Качество детской продукции.
Методы и средства контроля эксперимента: Изучение и анализ нормативных документов Опрос, анкетирование, интервьюирование детей, педагогов, родителей, тестирование; включенное наблюдение; психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; экспертная оценка результативности проводимой ОЭР.
Направление 1: «Развитие творческой личности воспитателя в условиях формирующейся новой образовательной среды»
Система развития творческой личности педагога в ДОУ: Теоретическая вооруженность – формирование научного мировоззрения, овладение теорией. Методическая вооруженность – умений вариативно использовать методы, примы, формы обучения и развития в зависимости от конкретных ситуаций, овладение педагогической техникой и технологией решения педагогических задач. Развитие способностей, необходимых для творческой деятельности – познавательной активности. самостоятельности, умений делать анализ, оценку, прогноз и проектировку действий. Побуждение к творческому решению педагогических задач на основе формирования потребности в самосовершенствовании
Анализ теоретической вооруженности педагогов ДОУ – формирование научного мировоззрения, овладение теорией:
Анализ теоретической вооруженности педагогов ДОУ за годы: Изучены следующие теории: 1.Гуманно-личностная технология «Школа жизни» Ш.А. Амонашвили; 2. Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова; 3. Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности: ТРИЗ Альтшуллера Генриха Сауловича; Технология «Коллективное творческое дело» Иванова Игоря Петровича.
Анализ методической вооруженности– умений вариативно использовать методы, приемы, формы обучения и развития в зависимости от конкретных ситуаций, овладение педагогической техникой и технологией решения педагогических задач:
Анализ развития способностей, необходимых для творческой деятельности – самостоятельности, умений делать анализ, оценку, прогноз и проектировку действий:
Анализ развития способностей, необходимых для творческой деятельности – познавательной активности:
Сравнительный анализ участия педагогов ДОУ в городских, краевых мероприятиях:
Показатели творческого решения педагогических задач на основе формирования потребности в самосовершенствовании:
Сравнительный анализ аттестации педагогов ДОУ:
Сравнительный образования педагогов ДОУ:
Направление 2: «Развитие творческой личности воспитанника в условиях формирующейся новой образовательной среды»
Критерии эффективности развития творческой личности воспитанника: Отношения, интересы, способности детей, проявляющиеся в художественном творчестве. Способы творческих действий. Качество детской продукции.
Показатели, характеризующие отношение детей к творчеству, их интересы и способности: искренность, правдивость, непосредственность переживаний; увлеченность, захваченность деятельностью качество, способствующее активизации волевых усилий при достижении творческой цели; изменение мотивов деятельности, доставляющей детям удовольствие своими результатами; возникновение потребностей, интересов к творчеству в связи с различными видами художественной практики; развитое творческое воображение, на основе которого преобразуется прошлый опыт; способность «вхождения» в изображаемые обстоятельства, в условные ситуации; специальные художественные способности (образное видение, поэтический и музыкальный слух), позволяющие успешно решать творческие задания.
Анализ развития выразительности исполнения за год:
Показатели качества способов творческих действий: дополнения, изменения, вариации, преобразования уже знакомого материала, создание новой комбинации из усвоенных, старых элементов; применение известного в новых ситуациях; самостоятельные поиски, пробы наилучшего решения задания; нахождение новых приемов решения, когда старых уже недостаточно, самостоятельность и инициатива в применении их: быстрота реакций, находчивость в действиях, хорошая ориентировка в новых условиях; подражание образцу, но применение его при воплощении новых образов; нахождение своих оригинальных приемов решения творческих заданий.
Показатели качества продукции детского художественного творчества: нахождение адекватных (соответствующих) выразительно-изобразительных средств для воплощения доступных и различных художественных образов в рисунке, игре- драматизации, рассказе и т.д.; индивидуальный «почерк» детской продукции, своеобразие манеры исполнения и характера выражения своего отношения; соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям.
Анализ развития воображения в словесном творчестве:
ЛИТЕРАТУРА: В.И. Загвязинский «Педагогическрое творчество учителя». М.М.Поташник «Как развивать педагогическое творчество». Р.Х. Шакуров «Творческий рост педагога». Ю.К. Бабанский «Оптимизация педагогического процесса». И.П. Волков «Учим творчеству».