Автор – воспитатель ГБДОУ 54 Г.Т. Ибрагимова
Опыты и игры с природными материалами для детей с ОВЗ
Содержание Введение Соль Песок Глина Камни
Введение Игры с природным материалом (песок, глина, камни) имеют глубокие исторические корни. Они как бы «оживляют» генетическую память ребенка, дают ему возможность сделать первые шаги в изучении окружающего его мира. В практической работе с детьми, имеющими проблемы в развитии, мало внимания уделялось играм с песком, глиной и другими природными материалами, хотя они являются базовой основой формирования у детей физической «картины мира ».
Задачи проекта: 1)Формировать первоначальные представления о наиболее известных видах минералов (песок, глина, камни, соль). 2)Развивать у детей познавательные способности средствами игр - экспериментирования со знакомыми минералами. Учить обследовать различные предметы из окружающего мира и выяснять их особенности и наиболее характерные признаки. 3)Дать представление о значении известных видов минералов в жизни человека (строительный материал, материал для изготовления посуды, соль в питании людей, и т.д.) предметы повседневного обихода из глины и камня. 4)Знакомить детей с элементарными правилами осторожного поведения в играх с песком, глиной, камнями (ОБЖ). 5)Развивать у детей интерес к окружающему миру. Введение
Соль «Соль растворяется в воде» Цель: показать растворимость соли в воде. Оборудование: стакан, ложка, соль, вода. В стакан с водой насыпать одну ложку соли и перемешать. Что произошло? Соль «исчезла»? Нет, она растворилась. Дать попробовать немного воды детям. Какой стала вода? Соль используется при приготовлении пищи.
Соль «Соль выпаривается и кристаллизуется» Цель: показать кристаллизацию соли в солевом растворе. Оборудование: стаканчик с водой, соль. В стакан с водой насыпать две- три ложки соли. Перемешать до полного растворения. Затем поставить на солнечное место и наблюдать. Через несколько дней, на стенках стакана по мере испарения воды будут появляться кристаллики соли. Опыт показывает, что соль находится в растворе. Вода испаряется, а кристаллики соли оседают на стенках.
Песок «Песочные часы» Цель: продолжить знакомство со свойствами сухого песка. Познакомить детей с песочными часами. Оборудование: песочные часы. Проследить, как просыпается песок, ощутить длительность минуты. –знакомство со свойствами сухого песка. Познакомить детей с песочными часами.
Песок Игра-занятие «Спрячь, и найди игрушки» Цель: пополнить знания детей о свойствах сухого песка, сформировать умение определять количество предметов на основе слухового восприятия, прятать это количество предметов в песок, а затем доставать заданное количество из песка. Оборудование: песочный ящик, мелкие игрушки. Ход занятия: педагог говорит детям: «Посмотрите, какие игрушки лежат на подносе, попробуйте спрятать, закопать их в песок. Потом мы будем их искать». Дети закапывают игрушки, затем вместе с педагогом отыскивают их и называют. Мы с вами прятали и находили игрушки, а теперь послушайте, сколько игрушек я попрошу спрятать каждого из вас. Я буду хлопать в ладоши, и каждый из вас возьмет столько игрушек, сколько хлопков он услышит. Потом вы спрячете их в песке. После того, как дети отберут нужное количество игрушек, спрячут их в песке, педагог предлагает достать из песка столько игрушек, сколько он попросит. Игра повторяется несколько раз, со сменой количества игрушек.
Песок «Сыпучий песок» Цель: познакомить со свойством «сыпучий» сухого песка. Оборудование: лоток с песком, лупа. Возьмите чистый песок и насыпьте его в большой лоток. Возьмите горсть сухого песка и выпустите его – песок сыпется. Предложите детям сделать тоже самое (повторите несколько раз). Рассмотрите отдельные песчинки под лупой, они имеют разную форму. Вместе с детьми сделайте вывод, что сухой песок и сыпучий.
Песок Свойства мокрого песка» Цель: показать, что из мокрого песка можно лепить. Оборудование: лоток с сухим песком, лейка с водой, формочки, совок. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между песчинками исчезает, и песчинки слипаются друг с другом.
Глина «Глина растворяется в воде» Цель: показать детям как глина растворяется в воде. Оборудование: стакан с водой, кусочек глины. Возьмем кусочек глины и поместим его в стакан с водой, затем тщательно размешаем. Вода в стакане стала мутной. Частички глины растворились в воде.
Глина «Влажная глина хорошо лепится» Цель: познакомить со свойствами влажной глины. Оборудование: кусок влажной глины, дощечки или клеенки для лепки. Предложить детям слепить колобок. Обратить внимание, что влажная глина лепится, как пластилин.
Камни «Камни разной формы и цвета» Цель: познакомить с различными видами камней по форме и цвету. Оборудование: камни разные, лупа, поднос. Педагог выкладывает на поднос камни разной формы и цвета. Дети рассматривают камни, трогают. Затем осматривают камни через лупу, отмечают особенности каждого камня. Педагог спрашивает, где используются камни? При затруднении помогает детям дать правильный ответ.
Камни «Камни тонут в воде» Цель: показать на опыте, как камни тонут, выталкивая воду. Оборудование: кувшинчик с водой, камешки, сказка Л.Толстого «Умная галка». Педагог читает сказку Л.Толстого «Умная галка» и предлагает провести такой же опыт. Дети кидают камешки в кувшинчик и видят, что вода поднимается. Камни, падая, поднимают воду. Камни тяжелые, они тонут. ОБЖ – камнями нельзя кидаться, их можно использовать при игре летом в песочнице.
Статья автора на Web-сайте