Шкута Людмила Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ 43 х.Бараниковского Технология проблемного диалога и личностного развития учащихся
2 «Скажи мне, и я забуду Покажи мне – я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, И это станет моим навсегда.» Древняя мудрость.
Т е х н о л о г и я 3 Любая деятельность может быть либо технологией, либо мастерством. На практике теория осуществляется с помощью технологии. Слово технология образовано от латинского слова "техно"- мастерство, "логос"- наука. С мастерства всё начинается, технологией заканчивается. Пока технология не создана, господствует индивидуальное мастерство. Но рано или поздно оно уступает место "коллективному мастерству", т.е. технологии.
Проблемно- диалогическое - обучение Первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена:постановка учебной проблемы и поиск её решения. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога. Диалог-(греч.-разговор,беседа)-форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями,репликами,на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящих. 4
Культура ведения диалога 5 -Критиковать идеи, а не человека. - Видеть цель не в том, чтобы победить в споре, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению проблемы. Побуждать каждого участвовать в обсуждении и усваивать нужную информацию. Выслушивать соображения каждого, даже если с ним не согласен. Пытаться разобраться в том, что непонятно. Сначала воспринять все высказанные идеи и факты, относящиеся к разным точкам зрения, а затем пытаться совместить их так, чтобы это способствовало пониманию проблемы. Стремиться осмыслить и понять разные взгляды на проблему. Не бояться изменить свою точку зрения под воздействием неоспоримых аргументов и фактов.
«Ставьте ребёнку вопросы, доступные его пониманию и предоставьте ему решать их. Пусть он узнает не потому, что вы сказали, а что сам понял», - французский философ Ж.Ж.Руссо Технология проблемного диалога Постановка учебной проблемы Поиск её решения Осуществляется в ходе специально выстроенного учителем диалога
Пример проблемной ситуации
Цель: учить самостоятельно решать проблемы Девиз: открывать знания вместе с детьми Традиционный урок 1. Проверка домашнего задания учеников учителем. 2. Объявление темы учителем. 3. Объяснение темы учителем. 4. Закрепление знаний учениками. Проблемно-диалогический урок 1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками. 2. Актуализация учениками своих знаний. 3. Поиск решения проблемы учениками. 4. Выражения решения. 5. Применение знаний учениками. ТПД
Проблемно-диалогические методы: побуждающий диалог; подводящий диалог; сообщение темы с мотивирующим приемом.
Побуждающий диалог 1. Создание проблемной ситуации; 2. Побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации; 3. Побуждения к формулированию учебной проблемы; 4. Принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы. 10
Подводящий диалог это цепочка вопросов и заданий, которые пошагово подводят учащихся к формулированию темы урока
Пример проблемной ситуации Проблема: чем человек похож на обезьяну,а чем отличается от неё
Мотивирующий прием сообщение темы урока учителем
Формы работы: Фронтальная
Формы работы: Групповая Парная
Формы работы: Самостоятельная Индивидуальная
Средства обучения: Опорные сигналы ИСО Учебники Дополнительная литература
Современные возможности обучения
Технология проблемного диалога является: результативной; здоровьесберегающей; общепедагогической.
Преимущества ТПД повышается интерес учащихся к учёбе; обеспечивается развивающий эффект; создаётся атмосфера сотрудничества; происходит развитие речи, логического мышления; вырабатывается активная позиция детей.
Спасибо за внимание!