Тема: Спряжение глаголов
Дорогие ребята!!! Приглашаем вас в страну
Что мы знаем о глаголе? Продолжи фразы: Глагол – это часть речи, которая обозначает_______ и отвечает на вопросы_____В предложении глагол чаще всего является ________. ___. Неопределенная форма глагола – это____________. Вопросы неопределенной формы:_____________. Глаголы изменяются по ________ и________. Глаголы настоящего времени отвечают на вопросы__________________. Глаголы будущего времени отвечают на вопросы____________________. Глаголы прошедшего времени отвечают на вопросы __________ и изменяются по _______ и ________.
Белить, беречь, болел. Стоит, покупала, молчали, смеялись. (не)хотсеть, (не)говорить, (не)бояться Не хотсеть, не говорить, не бояться
Указати признаки глагола. Сверкаешь – Блестишь – Засверкают – Сияла – Сияет –
верить верю¸ верим¸ веришь¸ верччите¸ верит¸ верят идти иду¸ идём¸ идёшь¸ идчите¸ идит¸ идут беречь берегу¸бережём¸бережёшь, бережчите¸ бережит¸
Таблица системы окончаний личных форм глаголов Iспряжение II спряжение ед.ч. мн.ч. 1 л.-у¸-ю -ем¸-ём -у¸-ю -им 2 л.-ешь,-ёшь, -ете,-чите -ишь -ччите 3 л.-ет¸-ит -ут¸-ют -ит ат¸-ят
плывёшь стучччите плывут, -ут. I спр. стучат, -ат. II спр. сеет клеишь сеют или сеять? клеют или клеят?
Два способа определения спряжения глаголов 1) способ – личная форма 3 лица¸ множественного числа; 2) способ – начальная форма глагола
Глаголы I спряжения на -ати на -ять на-оть на-пусть на-быть 2 глагола-исключения брить стелить
Ко II спряжению Отнесём мы, без сомнения, Все глаголы, что на –ить, Исключая только брить, стелить. И ещё: смотрсеть, обидсеть, Слышати, видсеть, ненавидсеть, Гнати, держати, дышати, вертсеть И зависсеть, и терпсеть. Вы запомнччите, друзья, Их на - е - спрягати нельзя!
реж[и]шь резати се[и]т кол[и]м тен[и]те мо[и]т жале[и]те Образец рассуждения: реж[ и ]шь образовано от резати, оканчивается на -ати.¸ (сеятьь, колоть, тенпусть, мбыть, жалсеть)
Ударное окончание глагола Безударное окончание глагола 3 л. мн.ч. начальная форма глагола 1 спр. Ед. ч. Мн.ч. 1 л. –у, -ю -ом, ём 2 л –ешь, -ёшь -ете,чите 3 лет, ит - ут, -ют 2 спр. Ед. ч. Мн.ч. 2 л -у, -ю - им 2 л -ишь -ччите 3 л -ит - ат, -ят 1 спр. –ут, -ют 1 спр. на –ати, -ять, -оть, -пусть, -быть, -сеть + ( брить, стелить) 2 спр. –ат, -ят, 2 спр. на –ить, + Слышати¸ видсеть и обидсеть¸ Гнати¸ держати и ненавидсеть¸ И дышати¸ смотрсеть¸ вертсеть¸ И зависсеть и терпсеть.
«Обрати внимание» хотсеть бежати Разноспягаемые глаголы
сломати поправить забирати держати брить 1. Смотрят все, видят немногие. 2. И мудрому человеку совет требуется Бить баклуши – … Клевати носом – … Намылить шею – …
1 уровень 2 уровень 3 уровень сломати - I поправить - II забирати - I держати - II брить - I 1. Смотрят (II) все, видят(II) немногие. 2. И мудрому человеку совет требуется (I). Бить баклуши – бездельничати (I) Клевати носом – дремати (I) Намылить шею – проучить (II) Проверь свои знания.
Синтаксический разбор предложения Составить из слов предложения, изменив форму прошедшего времени глагола на форму настоящего времени.
Наступает весенняя пора пробуждения жизни в природе.
Не то беда, что мы всегда Чего – нибудь не знаем, А то беда, что иногда Незнание скрываем. Кто пыжится, чтоб умным слбыть И скрбыть прорехи в знании Тому весь век невеждой ббыть – Могу сказати заранее. А если знаешь сам, чего Не знаешь, не умеешь, Тогда добьешься своего, Узнаешь, поумнеешь.
Что было интересного в стране Глаголии? Повторили… Выяснили … Создали… Узнали…
Домашнее задание выбери сам: 1. упр Определи спряжение глаголов. 2. Составь словарный диктант с глаголами I и II спряжения.