Формирование навыков самостоятельной работы при КСО (КСО) Истелеева З.Т.
Цель: формирование самостоятельного мышления. Задачи: - формирование прочных и глубоких знаний; - развитие самостоятельности, умения общаться.
Ещё древними в латинском стихе было сказано: «Как можно больше спрашивать, спрошенное – усваивать, тому, что усвоил, обучать других – эти три правила дают возможность побеждать учителя».
Пирамида познания (по Дж. Мартину)
Коллективный способ обучения – это технология коллективного, группового, парного, индивидуального обучения.
КСО Автором теории учебного процесса, названной коллективным способом обучения, является доктор педагогических наук Виталий Кузьмич Дьяченко. Идея коллективного способа обучения (КСО) зародилась у Александра Григорьевича Ривина, педагога – новатора первой половины XX века. Он называл коллективные занятия «талгенизмом» - талант и гениальность, сочетательным диалогом, диалогическими сочетаниями. В.К. Дьяченко был учеником А.Г. Ривина.
Достоинствами технологии являются: - активность каждого ученика в постижении передаче знаний в процессе обучения; - возможность усвоения учебного материала в объеме и сроки, определяемые - психофизиологическими особенностями личности обучаемого; -сотрудничество учащихся, коллективизм, взаимное обучение, взаимоконтроль являются главным средством нравственного воспитания; -демократический стиль общения: учитель-ученик, ученик-ученик, всеобщее сотрудничество и взаимопомощь
Данная технология основывается на таких педагогических принципах: Принцип всеобщего сотрудничества и взаимопомощи. На уроках ученики общаются друг с другом, передают свои знания, проверяют, обмениваются заданиями, т.е. они включаются в коммуникативную деятельность, учатся культуре общения, взаимоподдержке. Принцип педагогизации каждого участника учебных занятий. Здесь каждый в роли учителя пробует себя, свои возможности, умения, талант. Ученик совершенствуется из урока в урок, стремится больше знать, искать ответ и в других учебниках, пособиях. Он – личность. Ребенок раскрывается, становится раскованным.
Чтобы всех учащихся поставить в положение обучающих нужна новая организация обучения – коллективный способ обучения (КСО): Первое условие – наличие у каждого ученика, класса разных тем, разных упражнений. Второе объективное условие – работа учащихся в парах. Третье условие – необходимо вводить пары сменного состава, т.е. проводить коллективные учебные занятия (КСО).
Способ обучения – это осуществление учебного процесса в целом через определённую структуру общих организационных форм, причём одна из них является ведущей. Организационные формы обучения: Индивидуальная организационная форма; Групповая организационная форма; Парная организационная форма; Коллективная организационная форма.
Каким образом развивалась структура учебного процесса и стадии её развития видны из таблицы: Структура общения Организационная форма обучения Исторические стадии развития учебно- воспитательного процесса 1. Опосредованное общение через письменную речь. 2. Общение в паре. 3. Групповое общение. 4. Общение в парах сменного состава. Индивидуальная. Парная. Групповая. Коллективная. Индивидуальный способ обучения – до XVI- XVII в.в. Две формы: парная и индивидуальная. Групповой способ обучения – XVII- XX в.в. Три формы: групповая, парная и индивидуальная. Коллективный способ обучения – с XX в. Все четыре формы: коллективная, групповая, парная, индивидуальная.
Методика «Взаимообмен заданиями» 1. Подготовка учебного материала для изучения его по данной методике. Выбирается небольшая тема или подтема. Весь материал её разбивается на порции, и каждая порция оформляется на карточку. Набор карточек, содержащих всю тему, назовём блоком заданий (в блоке 4-9 карточек). Каждая карточка имеет идею отличную от идеи других карточек, причём ученик может начать работу с любой карточки и выполнять задания карточек в любой последовательности.
Методика «Взаимообмен заданиями» 1. Структура карточек: Карточка состоит из двух частей: первая часть - для ввода, она же для взаимообмена; вторая часть – задание для самостоятельной работы, она же для взаимоконтроля. Карточка состоит из двух частей, но во второй части дан набор упражнений для прочного и глубокого усвоения, для выработки умений и навыков выполнения заданий данного типа.
Алгоритм работы пары учащихся. 1. Получи карточку. 2. Выполни задание первой части карточки самостоятельно и запиши его в тетрадь. 3. Выполни задание второй части карточки. 4. Начните работу в паре. Объясни партнёру задание первой части карточки и сделай необходимые записи в его тетрадь. Ответь на его вопросы. Задай товарищу контрольные вопросы. 5. Выслушай объяснения товарища по первой части его карточки. Проверь, как товарищ сделал записи в твою тетрадь. 6. Поменяйтесь карточками и выполняйте каждый второе задание новой карточки. 7. Сверьте вторые задания: если задания выполнены одинаково, то поблагодарите друг друга; если задания выполнены неодинаково, то проверьте их друг у друга, найдите и исправьте ошибку.
Методика «Взаимообмен заданиями» Карточка 1 1. Решить неравенство (образец): 4 х-2(х+7) > 2 х+2(х-1). Решение: а) раскроем скобки учитывая, что, если перед скобками стоит знак «минус», то меняем знаки слагаемых, стоящих в скобках, на противоположные: 4 х-2 х-14 > 2 х+2 х-2, б) перенесём неизвестные слагаемые в левую часть неравенства, а известные в правую, изменив при этом знаки слагаемых на противоположные: 4 х-2 х-2 х-2 х > -2+14, в) приведём подобные слагаемые: -2 х > 12, г) разделим обе части неравенства на -2, изменив знак неравенства на противоположный: х < 12:(-2), х < -6. Ответ: х < Решить самостоятельно: -3(2 х-1)+7 < -3(х-1) +1, -5(х+5)+3 > 2-3(х+1).