Выполнила: ученица 9А класса Кузьмина Анна
Тотемизм представляет собой комплекс верований и обрядов первобытного общества( раннеродового строя), связанных с представлением о родстве между группами людей(обычно родами) и так называемыми тотемами( на языке индейского племени североамериканских индейцев оджибве «тотем»-его род)-видами животных и растений(реже явлениями природы и неодушевлёнными предметами).
В качестве тотема могут выступать ветер, солнце, дождь, гром, вода, железо (Африка), даже части отдельных животных или растений, например, голова черепахи, желудок поросёнка, концы листьев и т. п., но чаще всего классы животных и растений. Так, например, североамериканское племя оджибва состоит из 23-х родов, каждый из которых считает своим тотемом особое животное; в Гане в Африке тотемами служат смоковница и стебель маиса. В Австралии, где тотемизм особенно процветает, даже вся внешняя природа распределена между теми же тотемами, что и местное население. Так, у австралийцев из Маунт-Гамбир к тотему вороны принадлежат дождь, гром, молния, тучи, град, к тотему змеи рыбы, тюлени, некоторые породы деревьев и т. д.; у племён в Порт Маккай солнце относится к тотему кенгуру, луна к тотему аллигатора.
Тотемистические представления отражаются на всем мировоззрении первобытного анимиста. Основной признак тотемизма заключается в том, что тотем считается родоначальником данной социальной группы, и каждый индивид тотемного класса кровным родственником, сородичем каждого члена группы его поклонников. В стадии теротеистического культа, предшествовавшего тотемизму, все объекты и явления природы человеку представлялись антропоморфными существами в образе животных, и потому-то чаще всего тотемами являются животные.
В Африке у родов тотема змея новорождённых подвергают особому испытанию змеёй: если змея не тронет ребёнка, он считается законным, в противном случае его убивают как чужеродного. Австралийские мари называют тотемное животное «своей плотью». Племена залива Карпентария, при виде убийства своего тотема, говорят: «Почему убили этого человека: это мой отец, мой брат?» В Австралии, где существуют половые тотемы, женщины считают представителей своего тотема своими сёстрами, мужчины братьями, а тех и других своими общими родоначальниками. Многие тотемные племена верят, что после смерти каждый человек обращается в животное своего тотема и, следовательно, каждое животное умерший родственник. Также иногда вместо вопроса, к какому роду или тотему принадлежит человек, спрашивают его, какой танец он танцует. Часто с той же целью уподобления во время религиозных церемоний надевают на лицо маски с изображениями тотема, одеваются в шкуры тотемных животных, украшают себя их перьями и т. д.
Очень почитался в Древнем Египте культ животного, даже названия городов связывали с животным - тотемом того города, например Крокодилополь или Леонтополис. Если тотему – родственнику могли не поклоняться, то животное – бог был в почете всегда. Культ кошки был самый распространенный – принято было считать, что облик кошки взял себе бог Ра, и все кошки это боги. На различных территориях Египта, в каждом городе мог быть свой тотемизм, и это имеет свое объяснение. Географическое расположение городов, характерность природы и наличие торговли и социальная среда влияли на выбор животного или бога-природы. Так в климатически приятных районах для проживания чаще всего и были тотемами люди-животные, а вот в засушливых или подтапливаемых районах люди пытались найти тотем которого можно ублажить и пойдет дождь, или же река не выйдет из берегов.