ИКТ - компетенация учителя начальных классов
Дмитрий Медведев о Школе будущего Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Школа будущего. Какими характеристиками должна обладать школа в XXI веке? Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Новая школа – это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Источник статьи:
Введение Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Владение ими ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. А усиление роли ИКТ в образовании делает необходимым формирование информационно- коммуникационной компетентности всех участников образовательного процесса: обучающихся; педагогических работников и администрации ОУ; родителей (законных представителей) обучающихся.
Применение ИКТ в начальной школе В начальной школе происходит смена ведущей игровой деятельности ребёнка на учебную. Такая перемена нелегко переносится многими обучающимися. Применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе позволяет совместить игровую и учебную деятельности. Этим обеспечивается плавная смена деятельностей, обучение становится интересным. Работая в инновационном режиме, учитель отказывается от авторитарного стиля преподавания. Он использует новые подходы, помогает обучающимся самостоятельно находить решения возникающих проблем, руководит процессом самопознания, направляет обучающихся. Ребёнок становится равноправным участником образовательного процесса. При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по- прежнему сохраняются все основные этапы.
Миссия ИКТ-компетентности ИКТ-компетентность учителя должна обеспечивать реализацию новых целей образования; новых форм организации образовательного процесса; нового содержания образовательной деятельности.
Определение компетенции Компете́нация (от лат.competere соответствовать, подходить) способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также, в определенной широкой области
Составляющие ИКТ
Урок с ИКТ в начальной школе
Базовые требования к учителю начальных классов умение пользоваться компьютером и другими цифровыми средствами; умение пользоваться компьютером и другими цифровыми средствами; умение пользоваться Интернетом, программным обеспечением; умение пользоваться Интернетом, программным обеспечением; применять на практике современные образовательные технологии. применять на практике современные образовательные технологии.
Средства ИКТ Текстовый редактор Word позволяет подготовить раздаточный и дидактический материал. система баз данных Access необходима при составлении урока и проверки знаний электронные презентации PowerPointпозволяют создать зрелищные и наглядные уроки Средства создания web страниц (языки html, php, каскадные таблицы стилей) учитель может создать: сайт класса электронный журнал класса личный кабинет учителя электронные странички каждого ученика чат-конференции с родителями учеников
ИКТ как инструмент формирования коммуникативных учебных действий создание гипермедиа сообщений; выступление с аудиовизуальной поддержкой; фиксация хода коллективной/личной коммуникации (аудио-, видео- и текстовая запись); общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видеоконференация, форум, блог).
Три составляющие ИКТ-компетентности учителя Технологическая компетентность Педагогическая компетентность Профессиональная компетентность
Технологическая ИКТ-компетентность учитель является грамотным пользователем современного компьютера, подключенного к локальной сети и Интернету умеет пользоваться набором программного обеспечения; умеет работать в локальной сети и пользоваться базовыми сервисами Интернета.
Педагогическая ИКТ-компетентность применение информационных технологий для разных форм образовательной деятельности: индивидуальной, групповой, коллективной; планирование проектной деятельности с учетом возможностей ИКТ; использование доступных ресурсов Интернета; использование интерактивных моделей, виртуальных лабораторий; использование дистанционных ресурсов при подготовке домашних заданий; подготовка заданий и тестов в электронном виде. привлечение учащихся к активному участию в образовательном процессе через современные средства коммуникации - электронную почту, форум, Skype и т.п.
Профессиональная ИКТ-компетентность Профессиональная ИКТ-компетентность Необходимо уметь владеть расширенными приемами самостоятельной подготовки дидактических материалов и рабочих документов, что позволит запланировать и организовать комплексное использование средств ИКТ в образовательном процессе
ВАЖНО! Учитель должен не только знакомить обучающихся с ИК-технологиями, но и учить детей грамотно применять эти технологии в свой деятельности, способствуя тем самым формированию у них ИКТ-компетентности.
Учитель начальной школы должен… уметь работать с: интерактивной доской интерактивными обучающими комплексами веб-камерами Нетбуком планшетом организовывать и проводить: Вебинары дистанционное обучение On-line конференции создавать: электронные образовательные ресурсы создавать электронные дидактические материалы
Различия ИКТ-грамотности и ИКТ-компетентности учителя ИКТ-грамотность – Это знания о том… что из себя представляет персональный компьютер программные продукты каковы их функции и возможности это умение «нажимать на нужные кнопки» знание о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет). ИКТ-компетентность – Это не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.
Дистанционное обучение с применением ИКТ
Использование ИКТ позволит: сделать обучение более эффективным; сделать обучение более эффективным; способствовать индивидуализации обучения; способствовать индивидуализации обучения; повысить мотивацию обучения; повысить мотивацию обучения; активизировать познавательную деятельность обучающихся; активизировать познавательную деятельность обучающихся;
Урок с применением интерактивного комплекса
позволит педагогу построить индивидуальные образовательные траектории обучающихся; позволит педагогу построить индивидуальные образовательные траектории обучающихся; обеспечить оперативность и объективность контроля; обеспечить оперативность и объективность контроля; повысить интерес к изучаемому предмету; повысить интерес к изучаемому предмету; способствовать развитию у учащихся продуктивных функций и психических процессов. способствовать развитию у учащихся продуктивных функций и психических процессов.
Урок с применением интерактивной доски Panaboard
Преимущества ИКТ Во-первых, применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся. Во-вторых, использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала. В-третьих, повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация). В-четвёртых, расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности. В-пятых, обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Повышение уровня ИКТ-компетентности учителя начальных классов курсы повышения квалификации, в том числе дистанционные; курсы повышения квалификации, в том числе дистанционные; мастер-классы по презентации нового оборудования и программного; мастер-классы по презентации нового оборудования и программного; работу творческих групп; работу творческих групп; консультации по вопросам использования ИКТ в образовательном процессе; консультации по вопросам использования ИКТ в образовательном процессе; участие в сетевых профессиональных сообществах; участие в сетевых профессиональных сообществах; расширение сферы применения ИКТ в учебно- воспитательном процессе; расширение сферы применения ИКТ в учебно- воспитательном процессе; участие в профессиональных конкурсах. участие в профессиональных конкурсах.
Формирование ИКТ-компетентности родителей обучающихся Учитель начальной школы и администрация оказывают влияние на формирование ИКТ-компетентности родителей обучающихся в следующих направлениях: получение информации о проводимых школьных мероприятиях и их результатах через сайт школы; получение информации о проводимых школьных мероприятиях и их результатах через сайт школы; получение информации о результатах успеваемости детей через электронный журнал школы или отдельного класса начальной школы; получение информации о результатах успеваемости детей через электронный журнал школы или отдельного класса начальной школы; интернет-общение с администрацией школы и учителями на портале школы; интернет-общение с администрацией школы и учителями на портале школы; интернет-знакомство с нормативно-правовым обеспечением образовательного процесса. интернет-знакомство с нормативно-правовым обеспечением образовательного процесса.
Применение ИКТ в начальной школе УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: создание презентаций к урокам, создание тестов, использование обучающих программ, работа с ресурсами интернет, разработка и использование мультимедийных уроков ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: создание презентаций к внеклассным мероприятиям, родительским собраниям, музыкальное сопровождение мероприятий, создание презентаций учащихся, создание грамот, дипломов
Применение ИКТ
Психологический фактор Разнообразный иллюстративный материал, представленный учителем начальной школы, поднимает процесс обучения на качественно новый уровень, вызывает интерес детей. Разнообразный иллюстративный материал, представленный учителем начальной школы, поднимает процесс обучения на качественно новый уровень, вызывает интерес детей. Немаловажен и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, а не только при помощи учебника, схем и таблиц. Немаловажен и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, а не только при помощи учебника, схем и таблиц.
Преимущества использования ИКТ индивидуализация обучения; интенсификация самостоятельной работы учащихся; рост объема выполненных на уроке заданий; расширение информационных потоков при использовании Internet. повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента при повторении пройденного материала ученик самостоятельно воспроизводит все демонстрационные эксперименты, которые учитель показывал на уроке
Таким образом.. ИКТ-компетентность учителя начальных классов для всех участников образовательного процесса взаимообусловлена, и ее формирование должно проходить в единой информационно-образовательной среде. Работая в инновационном режиме, учитель начальной школы отказывается от авторитарного стиля преподавания. Он использует новые подходы, помогает обучающимся самостоятельно находить решения возникающих проблем, руководит процессом самопознания, направляет обучающихся. Ребёнок становится равноправным участником образовательного процесса.