Автор - Наумова Евгения Ивановна учитель начальных классов МБОУ «Коношская СШ»
Формирование учебной мотивации можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Её актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний, развития активности.
В мотивации учения важную роль играют: содержание учебного материала; организация учебной деятельности: формы, методы, приемы.
Содержание учебного материала усваивается учащимися в процессе учебной деятельности.
Три кита учебной мотивации = Ощущение самостоятельности процесса поиска знаний + Ощущение свободы выбора + Ощущение успешности (компетентности).
КИТ 1 Ощущение самостоятельности процесса поиска знаний: «Мы это поняли, узнали, придумали сами».
Техника «Проблемные вопросы» Что случится, если…? Какой …. является лучшим и почему? Приведите пример,… В чем сильные и слабые стороны….? Каким образом… влияет на …?
Техника «Знаю - не знаю – хочу узнать» +-? Я это знал (а) Это для меня абсолютно новое Это противоречит тому, что я знал (а) Я хочу об этом узнать побольше
КИТ 2 Ощущение свободы выбора: «Мы можем выбирать»
КИТ 3 Ощущение компетентности: «У меня это получается, я понял, я умею!»
Позитивная обратная связь (ПОС ) ПОС должна быть ясной, конкретной и содержательной. ПОС дается за проявленные усилия. ПОС должна быть индивидуально ориентированной.
Похвала должна быть искренней, честной и спонтанной. Важную роль в формировании мотивации играет сам учитель, его личность. Создание эмоционально-комфортной обстановки.
Особо следует подчеркнуть роль методов проблемно- развивающего обучения в формировании мотивов учения. Создание учебно-проблемных ситуаций.
Организация коллективной деятельности. Различные формы коллективной деятельности учащихся. Использование групповых форм обучения.
Активизация учебно-познавательной деятельности. 1. Занимательные задачи. 2. Познавательные вопросы. 3. Развивающие упражнения. 4. Творческие задания. 5. Использование в качестве поддержки изучаемого материала компьютерных программ.
Максимально возможное снятие внешнего контроля. Принцип отсутствия наказания за неудачи.
Огромное значение в становлении мотивации учебной деятельности имеет качественное проведение рефлексивно-оценочного этапа
Для становления такой мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определенной системе, в комплексе, так как не один из них, сам по себе, не может играть решающей роли в становлении учебной мотивации всех учащихся. В совокупности, в комплексе все указанные пути являются достаточно эффективным средством формирования мотивации учения у школьника.
Спасибо за внимание!