Использование системы оперативной ОВЧ радиосвязи для координирования работ нескольких караулов, участвующих в тушении крупного пожара или ликвидации ЧС (радиосеть 2-го типа), предполагает такую тактику их взаимодействия, при которой весь информационный поток сосредотачивается на руководителе тушения пожара (РТП), принимающем окончательные решения в ходе всего процесса тушения пожара. Анализ тактических действий подразделений ГПС при тушении пожаров показывает, что число радиостанций, находящихся на ограниченной территории места пожара, определяется количеством развернутых средств пожаротушения, число которых не превышает, как правило, единиц.
При организации информационного обмена по сети радиосвязи в названных условиях радиостанции отдельных боевых участков (БУ) имеют более низкий приоритет для обмена информацией по сравнению с РТП. На основании вышеизложенного предлагается для анализа функционирования системы радиосвязи ΙΙ-го типа в качестве математической модели использовать одноканальную СМО с ожиданием, конечным источником приоритетных и неприоритетных заявок, экспоненциальным входным потоком и законом распределения Эрланга 4-го порядка для длительности обслуживания.
Единый подход к анализу внесистемных приоритетных дисциплин основан на понятии цикла обслуживания заявок, т.е. периода времени от момента поступления на обслуживание и до момента, когда канал связи освобождается для обслуживания следующих заявок этого же класса. Используемый в данном случае метод анализа состоит в исследовании процесса на периоде занятости и в получении с помощью теории восстановления результатов для исходного процесса. Тогда исследование процесса с приоритетами сводится к изучению процесса на цикле обслуживания, который имеет на один класс заявок меньше, чем исходный процесс.
Для моделей (N 1, N 2,....N k ) в случае, когда k = 2, т.е. с двумя классами приоритетов, заявки первого класса условно назовем приоритетными, а второго класса – неприоритетными. Такой подход не нарушает общности в характере рассматриваемой математической модели и практически для абонентов сети ОВЧ радиосвязи, организованной на пожаре, устанавливает два класса приоритета, что не входит в противоречие и согласуется с опытом тактики тушения пожаров. Назначение большего числа классов приоритетов на практике очевидно нецелесообразно, так как затруднит процесс обмена информацией боевых участков с руководителем тушения пожара или со штабом пожаротушения.
Для названной модели с двумя классами приоритетов процесс на цикле обслуживания начинается в момент поступления в радиосеть неприоритетной заявки (t = 0) и заканчивается, когда обслуживающий канал связи готов принять следующее неприоритетное требование. В течение цикла обслуживания рассматривается только одни неприоритетные заявки, поэтому их число равно либо 1 либо 0. Цикл обслуживания сети оперативной радиосвязи, представленный на рис.4.23, разбивается на две фазы: I фаза – рассматриваемая неприоритетная заявка находится в системе обслуживания; II фаза – неприоритетная заявка после ее обслуживания покидает систему и обслуживаются приоритетные заявки.
Рис Цикл обслуживания абонентов в сети оперативной радиосвязи с абсолютным приоритетом с дообслуживанием
Вероятность того, что сеть связи свободная и заявки любого приоритета на обслуживание не поступают, определяется следующим выражением.
=. Е(М 1 )= Е(М 2 )= Используя (4.22) и (4.23), было определено среднее число приоритетных и неприоритетных требований (для дисциплины обслуживания с абсолютным приоритетом и с дообслуживанием), находящихся в радиосети в текущий момент времени соответственно:
Интервал разгрузки от приоритетных заявок определяется выражением
Интервал разгрузки радиосети от неприоритетных заявок соответствующего конечного источника определяется следующей формулой:
где определяется выражением (4.22). На основе классификации абонентов радиосетей ГПС по приоритетам была построена математическая модель радиосети, организованной на месте пожара или ЧС, которая позволяет проводить исследование функционирования сети в целях определения среднего числа приоритетных и неприоритетных требований в зависимости от поступающей информационной нагрузки.