Товаровед – специалист, отвечающий за контроль количества и качества товаров, поставляемых на предприятия розничной и оптовой торговли. Основная деятельность товароведа связана с заказом товаров, подбором их ассортимента, контролем наличия необходимого количества товаров на предприятиях торговли, а также контролем их качества.
Товаровед лучше других разбирается в качестве товаров. Он в считанные минуты отличит подлинную продукцию от фальшивки. Или, например, одного внимательного взгляда хватит, чтобы забраковать обувь, сшитую из разных кусков кожи. Правда, очень часто дефекты нельзя определить «на глаз», но и это не беда. Товаровед уверенно себя чувствует в любой лаборатории, знает сотни ГОСТов, может определить сорт, узнать состав, проверить, насколько безопасна продукция. А для этого надо быть одновременно и химиком, и физиком, и микробиологом. Но и этого мало, чтобы ведать товарами. Каждый специалист в этом деле должен изучать рынок, знать потребности покупателей, разбираться в современной моде, уметь организовывать торговлю, вести переговоры, знать основы маркетинга, эстетики, социологии, психологии и ещё много чего другого. Благодаря этим знаниям хороший товаровед всегда знает, что и как предлагать покупателям, и как работать с поставщиками. Сложно? Конечно. Зато как интересно! Тем более что такие знания пригодились бы каждому из нас в повседневной жизни.
формирование ассортимента, анализ ассортиментной политики организации; оценка, определение градаций качества, диагностика дефектов товаров однородных групп; приемка товаров по количеству и качеству; проведение сортировки товаров при подготовке к продаже; внутрифирменный контроль качества, режима и сроков хранения; обеспечение условий и сроков хранения; минимизации потерь при транспортировании, хранении, подготовке к реализации; идентификация и обнаружение фальсификации товаров конкретных видов и наименований; документальное и информационное обеспечение управления товароведной деятельности; предоставление информации для статистической и бухгалтерской отчетности; организация работы складского хозяйства; работа с поставщиками и посредниками; формирование спроса и стимулирование сбыта товаров; участие в маркетинговых исследованиях и разработке стратегии организации.
Кроме очевидных коммуникационных способностей и аккуратности, товаровед должен обладать организаторской жилкой и умением разрешать вопросы, которые в ходе его работы возникают постоянно. Отечественный или зарубежный производитель? Как соотносятся цена и качество в том или ином случае? Каким образом вернуть товар, признанный некачественным? С этими вопросами товароведы сталкиваются всё время.
Все мы любим ходить по магазинам, что-то покупать. Что-нибудь полезное, красивое, приносящее нам радость. А знаете ли вы, какую огромную работу приходится проделывать работникам торговли, чтобы удовлетворить все наши предпочтения, учесть такие разные вкусы и предложить качественный товар? Например, количество продаж, в которых заинтересованы все магазины, зависит от нашей покупательной способности. А она, в свою очередь, зависит от множества самых разных факторов. К примеру, осенью 2001 года люди резко перестали делать крупные покупки. Оказалось, что на это повлияла трагедия в США, потому что стресс и неуверенность в завтрашнем дне заставляют откладывать такие покупки. Вот товароведы и должны предугадывать такие ситуации. Именно они заботятся о том, чтобы на прилавки в нужных количествах попадал разнообразный и качественный товар. Этим список заслуг товароведа не заканчивается. Ведь это одновременно и управляющий, и хранитель репутации фирмы. Ни одна компания, если она думает о своём будущем, не откажется от услуг специалиста, который знает о товарах всё. Так что товаровед – это ещё и престиж магазина, фирмы или предприятия.
Готовить таких специалистов нелегко. Но этим занимается довольно много учебных заведений. Это торговые университеты, институты и техникумы. Одним из таких техникумов является Слободо - туринский Аграрно- экономический техникум который находится по адресу Свердловская область с.Туринская слобода улица Советская 96. То, что обучение очень интересное и насыщенное, я могу вам гарантировать как студентка техникума. Обучение проходит в лабораториях и в аудиториях, забитых самыми разными товарами, которые можно трогать, изучать, проверять на вкус и прочность. Здесь учат определять свежесть продуктов, разбираться в штриховых кодах, отличать настоящий товар от подделки, не отходя от прилавка. Рассказывают, из чего состоят и как делаются многие вещи, как открыть магазин и подобрать для него ассортимент, дают возможность побывать на выставках и предприятиях, узнать секреты многих производителей. И это ещё далеко не полный список всего, что ждёт тех, кто решил связать свою судьбу именно с товароведением. Так что, если вам вдруг захочется стать товароведом, смело пополняйте наши дружные ряды!
Товароведу необходимо постоянно заниматься самообразованием. Этот специалист практически живая энциклопедия для любого потребителя. Вреден ли парафин на импортных яблоках, почему некоторые пищевые продукты хранятся месяцами и не портятся, как вернуть некачественный товар на все эти вопросы товаровед должен знать ответ.
Товаровед имеет право: 1)Знакомиться с проектами решений руководства компании, касающихся его деятельности. 2) Запрашивать от структурных подразделений предприятия информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей. 3)Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями. 4) Требовать от руководства предприятия обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.