Жизнь доведена в музыке Визе до ослепительного сверкания. А. В.Луначарский 3 марта 1875 года в Париже на сцене театра «Опера комик» состоялось первое исполнение оперы Жоржа Визе «Кармен».Участвовали первоклассные исполнители: Мария Селестина Галли-Марье пела Кармен, Поль Лери дона Хозе, Жозеф Андре Буи Эскамильо. Первые два акта были приняты хорошо, третий сдержанно, четвертый ледяным молчанием, и в результате оперу объявили «безнравственной».
«Скромные матери, почтенные отцы семейства! писала одна из парижских газет. С верой в традицию вы привели ваших дочерей и ваших жен, чтобы доставить им приличное, достойное вечернее развлечение. Что испытали вы при виде этой проститутки, которая из объятий погонщика мулов переходит к драгуну, от драгуна к тореадору, пока кинжал покинутого любовника не прекращает ее позорной жизни?.. Безобразная, бессмысленная музыка оперы как раз соответствовала тому, что мы ждали от Жоржа Бизе».
Герои его неукротимые, сильные характеры, одержимые буйной страстью. Либреттисты несколько смягчили суровый тон новеллы, дикость нравов, ввели новый лирический персонаж Микаэлу. Бизе своей музыкой возвысил героев, обобщил основной конфликт и поднял его до глубоко человеческой драмы.
Кармен - М.П.Максакова, Большой театр СССР Главная героиня оперы Кармен. Она притягательна, полна страсти п бурных стихийных порывов, бездумно отдается склонностям своего сердца это подлинное дитя природы. «То была странная и дикая красота, лицо, которое с первого взгляда поражало, но которого нельзя было забыть, читаем мы у Мериме, в особенности у ее глаз было какое-то сладострастное и в то же время суровое выражение, какого я с тех пор не встречал ни в одном человеческом взгляде.»
Музыкальная характеристика Кармен яркая, броская, основанная на народной песенности. Ее динамичный образ складывается постепенно из сольных номеров, отдельных реплик, ансамблей.
Четырежды вторгаются в их трагический диалог восторженные возгласы народа и особенно жутко звучит марш Эскамильо в момент убийства Кармен; в оркестре проходит "мотив обреченности". Последний возглас отчаяния Хозе говорит о его полной опустошенности. В этой сцене со всей силой выявилось мастерство Бизе-драматурга. "Кармен" не только вершина в творчестве Бизе, но и вершина мирового оперного искусства.