ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «КУЛЬТУРА РЕЧИ – ОТРАЖЕНИЕ ДУШИ» И.А.Суязова, учитель русского языка МКОУ «Каменская СОШ 1 с УИОП» Воронежской области
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА И ИХ НАРУШЕНИЕ. ЗАНЯТИЕ 5
Умён ты или глуп, Велик ты или мал, Не знаем мы, пока Ты слова не сказал! Саади, персидский поэт XIII века
правила, своего рода законы, которые помогают нам из множества слов и устойчивых словосочетаний выбрать самое нужное, что точно передаст нашу мысль и сумеет выразить чувства, будет уместным и не нарушит существующих в языке традиций. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ ЭТО
ПРАВИЛА ГРАМОТНОЙ И ПОНЯТНОЙ РЕЧИ ПРАВИЛО 1 Слова и устойчивые выражения необходимо использовать в том значении, которое они имеют в современном литературном языке. ПРАВИЛО 2 Смешение в речи паронимов недопустимо. ПРАВИЛО 3 Сочетание слов в речи не должно противоречить смыслу соединяемых понятий и нарушать языковую традицию их употребления.
ПРАВИЛА ГРАМОТНОЙ И ПОНЯТНОЙ РЕЧИ ПРАВИЛО 4 Следует избегать речевой избыточности. ПРАВИЛО 5 При использовании в речи фразеологизмов нельзя искажать их значение, изменять их форму. ПРАВИЛО 6 Не следует злоупотреблять в речи иностранными словами. ПРАВИЛО 7 Выбранные слова и выражения должны соответствовать условиям общения и основному стилю изложения.
ПРАКТИКУМ Задание 1: К каждому слову первой группы подберите соответствующее одно или несколько слов из второй группы и запишите образованные словосочетания. 1. Армада, легион, когорта, плеяда, толпа, сборище, стая, стадо, табун, куча, масса, уйма, множество, скопище, мириады. 2. Корабли, самолёты, танки, цифры, информация, мотоциклы, революционеры, факты, друзья, книги, экстремисты, бумаги, документы, гуси, лошади, коровы, звёзды, лжецы, мореплаватели.
Задание 2: Назовите первоначальные фразеологизмы, по аналогии с которыми даны заголовки газетных статей 1. Валюта строить и жить помогает. 2. Велика Россия, а жить негде. 3. В Минфин со своим уставом. 4. О бедном солдате замолвите слово. 5. Смело, товарищи, в лапу. 6. Большому рублю большое плавание.
ОШИБКИ, СВЯЗАННЫЕ С УПОТРЕБЛЕНИЕМ ПАРОНИМОВ Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов 1. Отчет представляется в двух экземплярах. 2. Перед нами стал вопрос. 3. Планировка средств выполнения работ оказалась преждевременной. 4. В конце учебника предоставлен список рекомендательной литературы. 5. Земля надела землю снегом. 6. Скорые поезда укротили время прибытия пассажиров. 7. Студенты быстро освоили новый материал. 8. В новых кварталах города находятся самые высотные дома. Задание 3:
УПОТРЕБЛЕНИЕ ПАРОНИМОВ Задание 4: Составьте словосочетания со следующими паронимами. Столб столп, удачный удачливый, понятный понятливый, соседский соседний, хозяйский - хозяйственный, обидный - обидчивый, тяготиться тяготеет, бережный - бережливый.
Задание 5: Отредактируйте предложения. 1) Ha вокзале висит объявление: "Касса для командировочных на втором этаже ". 2) Господа командировочные, получите командировочные удостоверения. 3) Студенты первого курса для вселения в общежитие должны предоставить справки. 4) Председатель собрания предстает слово докладчику. 5) Авторы предоставили издательству рукопись книги. 6)Станция может с большим эффектом снабжать энергией завод. 7) Можно начинать собрание: форум уже есть. 8)Мне некогда заниматься с младшим братом. Я сегодня очень занятый. 9)Ни один укол, который делает медицинская сестра Наташа, не был больным.
АНТОНИМЫ Задание 6: Вычеркните неправильно подобранные антонимические пары. 1)Правда – ложь, солдат офицер, добрый – злой, хлеб - булка, говорить - молчать. 2) Родной - чужой, густой редкий, дерево - куст, веник - швабра, большой - маленький. 3) Белый - зелёный, день ночь, цветок - дерево, единственный - многочисленный, плакать - смеяться. 4) Солнце земля, хороший - плохой, умный - глупый, стол - стул, паркет – линолеум.
СИНОНИМЫ Задание 7: Составьте словосочетания со словами - синонимами, приведёнными ниже, и словами, данными в скобках. Лечебный, лекарственный, целебный (источник, трава, учреждение, сила, средство, грязи, препарат, растения); старый, старинный, древний (друг, обычай, язык, книга, режим, предание, дуб, времена, квартира); тихий, беззвучный, безмолвный (голос, плач, ночь, городок, согласие, смех, тишина, поля, жизнь).
Задание 8: Найдите ошибки в приведённых словосочетаниях, объясните, чем они обусловлены. Глубокая бездна, подскочить вверх, соединить воедино, ладонь руки, огромная махина, коллеги по труду, местный абориген, народный фольклор, смелый риск, сатирическая карикатура, мемориальный памятник, громко грянуть.
Задание 9: Определите, правильно ли употреблены слова иноязычного происхождения в приведённых предложениях. 1)Для свободных игр выносим на площадку много различных атрибутов: вожжи, санки, тапочки. 2) Во многих районах вода оказалась в минимуме. 3) Моя карьера болельщика началась давно. 4) Несомненны высокие спортивные кондиции подготовки фигуристов. 5) Количество читателей нашей библиотеки непрерывно прогрессирует.
ПРИГЛАШАЮ В ГОСТИ Мой сайт Ирина Анатольевна Суязова – личная страница
источник шаблона: Фокина Лидия Петровна учитель начальных классов МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области Сайт