ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «КУЛЬТУРА РЕЧИ – ОТРАЖЕНИЕ ДУШИ» И.А.Суязова, учитель русского языка МКОУ «Каменская СОШ 1 с УИОП» Воронежской области
ЗАНЯТИЕ 13 Тема занятия: Трудные случаи управления. Построение предложении с однородными членами.
ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ УПРАВЛЕНИЯ 1. Чтобы избежать ошибок в управлении, особое внимание нужно обратить на падежную форму зависимого слова и на предлог. 2. Трудности в выборе формы управления во многом определяются тем, что она тесно связана с лексическим значением каждого слова. Например, говорят обращать внимание на кого, на что, но при сочетании с другими глаголами норма управления меняется: уделять внимание кому, чему; приковывать внимание к кому, к чему; задержать внимание на ком, на чём.
Нарушение управления в словосочетании с предлогом Запомни! Оплатить что – уплатить за что беспокоиться о ком – тревожиться за кого беспокоиться о ком – тревожиться за кого надеть что на что – одеть кого во что надеть что на что – одеть кого во что обращать внимание на что – уделять внимание чему обращать внимание на что – уделять внимание чему отзыв о чем – рецензия на что отзыв о чем – рецензия на что предостеречь от чего – предупредить о чем предостеречь от чего – предупредить о чем заметить что – догадаться о чем заметить что – догадаться о чем
абонемент на что абстрагироваться от чего биться над чем и с чем вникнуть во что возложить на кого - что и к чему вопреки чему гадать о чём гарантия чего, чему, от чего и в чём доверять что и в чём договор о чём и на что закончил что молить о чём и кого натаскать что и чего начать чем и с чего обидеть кого чем обидеться на что - кого оказать что окончил что печалить кого помощь: с помощью и при помощи превосходить кого - что чем, в чём и по чему реакция чего на что руководить кем - чем свидетель чего и чему сделать отчет о чем скучать о ком - чём, по кому - чему (по нему, по брату, по вас, по нас). смотр чего и чему согласно чему средство от чего и против чего точка зрения на что что и о ком - чём уверенность в чём ударить во что и по чему
1. В языке немало случаев равноправия синонимичных беспредложных и предложных конструкций, а также словосочетаний с различными предлогами: ехать В поезде ехать НА поезде ехать поездом; слёзы В глазах слёзы НА глазах; пойти НА кухню пойти В кухню; идти ПО берегу идти берегом. Однако предлоги В и НА имеют явное различие в значениях: В «внутри чего-нибудь», НА «на поверхности чего-нибудь» и в большинстве случаев употребляются в соответствии с этими значениями. 2. Предлог НА сочетается с названиями островов: на Аляске, на Таймыре, на Сахалине; с названиями гор и горных местностей: на Урале, на Казбеке, НО: кататься на лыжах в Альпах, то есть «в горах, среди гор»; чаще всего при названиях транспортных средств: на трамвае, На самолёте, на поезде, на велосипеде.
3. Употребление предлога В предполагает нахождение внутри предмета: сидеть в автобусе, читать в метро. 4. Особое внимание следует обратить на предлог ПО, который используется с тремя падежами: в значении «после» с предложным падежом (по окончании школы, по получении письма); в значении причины и цели этот предлог сочетается с существительными в дательном падеже (отсутствует по состоянию здоровья, работа по благоустройству участка); в сочетании с числительными в так называемом распределительном значении может управлять и дательным падежом (по одному календарю), и винительным (по три часа).
ПРЕДЛОГ ПО МОЖЕТ УПОТРЕБЛЯТЬСЯ С НЕСКОЛЬКИМИ ПАДЕЖАМИ: Значение ПРИЧИНЫ Д.п. окончание Ю Е Значение ВРЕМЕНИ П.п. окончание И Например: Допустить ошибку ПО невниманиЮ (Д.п., почему? причина) Сделать ПО приездЕ (П.п., время, т.е. когда приехал) ПО окончаниИ школы (П.п., время, когда окончил школу)
5. После переходного глагола с отрицанием дополнение может употребляться или в Р.П. или и в В.п., например: Я всё ещё не терял надежды на спасение; Двигался мальчик тихо, стараясь не разбудить бабушку. 6. Форма Р.п. употребляется преимущественно у отвлечённых существительных, а также при дополнениях, обозначающих часть предмета: не было искренности, не принимать участия, не выпил воды, не купил хлеба. В остальных случаях в подобных конструкциях используется В.п.: не сдать экзамен, не закрыть дверь.
7. Предлоги БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, НАПЕРЕКОР, НАВСТРЕЧУ, ПОДОБНО употребляются с Д.п. (кому? чему?) имени существительного: благодаря замыслу режиссёра, согласно приказу директора, вопреки мнению окружающих. 8. Предлоги ВСЛЕДСТВИЕ, ВВИДУ, В СЛУЧАЕ употребляются с Р.п. (чего?) 9. Следует запомнить написание сочетаний ПО ПРИЕЗД Е В ГОРОД, ПО ПРИБЫТИ И НА МЕСТО, ПО ИСТЕЧЕНИ И СРОКА, ПО ОКОНЧАНИ И ШКОЛЫ
ПРАКТИКУМ Задание 1: Найдите ошибки и недочёты в управлении слов со значением речи, мысли, чувства, передачи информации. Исправьте предложения. 1. Я признался маме обо всех своих двойках. 2. Я спросил Валеру, выдал ли он кому-нибудь о нашем секрете. 3. Горечь о том, что его не понимают, терзала его душу. 4. Я делюсь с другом обо всём, что со мной происходит. 5. Это свидетельство о том, что резервы у коллектива есть. 6. Лектор подробно остановился о разных сторонах проблемы. 7. Неоднократно подчёркивалось о том, что такой прямолинейный подход вредит делу. 8. Сколько можно делать вид о том, что нас это не касается! 9. Об этом могут подтвердить все члены бригады. 10. Геологи рапортуют об открытии нового месторождения нефти.
Найдите предложения с ошибкой в управлении Задание 2: Найдите предложения с ошибкой в управлении 1. Вследствие ранних заморозков камыш и осока вдоль реки покрылись причудливыми ледяными наростами. 2. По приезду из Петербурга Гоголь поселился в доме Аксаковых. 3. По приезде в город желательно уточнить туристический маршрут. 4. Кондуктор попросил оплатить за проезд.
Найдите предложение с ошибкой в управлении Задание 3: Найдите предложение с ошибкой в управлении 1. Ввиду длительного отсутствия катера, вышедшего со специальным заданием во время шторма, на поиски судна был послан самолет. 2. По окончанию обучения в медицинском институте Устименко стал работать сельским врачом. 3. По окончанию глагола определяем спряжение. 4. Нам оплатили сверхурочный труд.
Найдите ошибку в управлении 1. Благодаря общения с литературой, искусством люди делаются богаче еще на одну жизнь, жизнь авторов великих творений. 2. Благодаря зазеленевших весной растений сад удивительно преобразился. 3. В сентябре коллективом учащихся, учителей и родителей приняты поправки к Уставу гимназии, согласно которых учебный год будет разделен на триместры. 4. Благодаря современных технологий ученые исследовали глубины озера Самотлор и нашли под илистым дном богатейшие залежи нефти.
Найдите ошибку в управлении 4. Благодаря современных технологий ученые исследовали глубины озера Самотлор и нашли под илистым дном богатейшие залежи нефти. 5. Вопреки скептического мнения некоторых современников о М. А.Булгакове, сегодняшний читатель убежден в силе его таланта. 6. Вопреки распространенного суеверия, женщины на корабле приносят удачу.
Найдите ошибку в управлении 7. Согласно закона человек имеет право на бесплатное образование. 8. Благодаря слаженной работы трудового коллектива завод перевыполнил план. 9. Благодаря комментариев Ю.Лотмана к «Евгению Онегину» каждый читатель романа лучше понимает эпоху Пушкина.
ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ 1. Построение предложений с однородными членами, стоящими в разных падежах. Во время войны народ надеялся и верил в победу. Если однородные сказуемые имеют одно и то же зависимое слово, следует проверить, могут ли они управлять им: сказуемые надеялся и верил имеют одно зависимое слово в победу, которое стоит в В.п. Но глагол надеялся не может управлять В.п. с предлогом В (надеялся (на кого? на что?…), следовательно, предложение построено неверно. Правильный вариант: Во время войны народ надеялся (на кого? на что?) на победу и верил (в кого? во что?) в неё.
ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ 2. Пропуск предлога при однородных членах. На земле, воде и воздухе всюду мы защищены! Перед словом воздухе необходимо добавить предлог В, так как это слово в данном предложении не употребляется с предлогом «НА». Правильный вариант: На земле, воде и в воздухе всюду мы защищены!
ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ 3. Смешение родо-видовых понятий в ряду однородных членов. В лодке лежали караси, сазаны, лещи, рыба. «Караси, сазаны, лещи» - это вид рыбы, поэтому не могут стоять с этим словом в одном ряду однородных членов. Правильный вариант: В лодке лежала рыба: караси, сазаны, лещи.
ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ 4. Соединение в одном ряду однородных членов скрещивающихся понятий. На собрание пришли жильцы дома, бабушки и дети. Бабушки и дети тоже жильцы дома. Правильный вариант: На собрание пришли жильцы дома. 5. Употребление в одном ряду однородных членов логически несовместимых понятий. Иван Петрович пришел с женой и плохим настроением. Пришел с женой и плохим настроением логически несовместимые понятия Правильный вариант: Иван Петрович, когда пришел с женой, был в плохом настроении.
ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ 6. Нарушение однородности понятий Мы любим футбол и стрелять. Не могут быть однородными существительное и инфинитив. Правильный вариант: Мы любим футбол и стрельбу. 7. Нарушение падежных форм обобщающего слова и однородных членов Посетители музея любовались картинами художников: Суриков, Репин, Айвазовский. Все однородные члены должны стоять в том же падеже, в котором стоит обобщающее слово. В данном предложении обобщающее слово великих художников стоит в форме Р.п., а однородные члены - в И.п. Значит, это предложение построено неверно. Правильный вариант: Посетители музея любовались картинами художников: Сурикова, Репина, Айвазовского.
ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ 8. Нарушение синтаксических норм при построении предложений, в которых однородные члены связаны двойными союзами: как…, так и; не только…, но и…; если не…, то… и др. Хорошо отвечали на экзаменах как одиннадцатиклассники, а также учащиеся девятых классов. Нельзя нарушать парность двойных союзов: части двойного союза как…, так и являются постоянными, поэтому союзы а также в данном предложении употреблены неправильно. Правильный вариант: Хорошо отвечали на экзаменах как одиннадцатиклассники, так и учащиеся девятых классов. Книга не только имеет познавательную ценность, но и большое воспитательное значение. При двойных (сопоставительных) союзах один из однородных членов предложения ставится при первой части союза, а другой при второй. Правильный вариант: Книга имеет не только познавательную ценность, но и большое воспитательное значение.
9. Нарушение лексической сочетаемости однородных членов с тем словом, с которым они связаны по смыслу. Много критических замечаний и ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса. Все однородные члены предложения должны лексически сочетаться с тем словом в высказывании, с которым они связаны по смыслу: нельзя «внести замечание». Правильный вариант: Много ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса, много было высказано критических замечаний.
Как…, так и; не только…, но и; не столько…, сколько; не так…, как; хотя и…, но; не то что(бы)…, но(а); если не…, то
ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ 9. Нарушение лексической сочетаемости однородных членов с тем словом, с которым они связаны по смыслу. Много критических замечаний и ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса. Все однородные члены предложения должны лексически сочетаться с тем словом в высказывании, с которым они связаны по смыслу: нельзя «внести замечание». Правильный вариант: Много ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса, много было высказано критических замечаний.
ПРАКТИКУМ Задание 1: Найдите ошибки и недочёты в употреблении однородных членов. Исправьте предложения. Обоснуйте ответ. 1. Родители заботятся и переживают даже за взрослых детей. 2. Я понимаю и сочувствую стремлению автора всесторонне осветить эту сложную проблему. 3. Везде: на улицах, площадях, парках и садах – ощущается близость весны. 4. Режиссёр опирался и развивал в своей работе систему Станиславского. 5. Сборные панели из кирпича не уступают железобетонным ни по прочности, ни морозостойкости, ни другим показателям.
ПРАКТИКУМ Задание 2: Найдите ошибки и недочёты в употреблении однородных членов. Исправьте предложения. Обоснуйте ответ. 1.А.С. Грибоедов не только был выдающимся драматургом, но и блестящим дипломатом. 2. В семье Раевских опальный поэт встретил дружеское расположение и тепло домашнего очага. 3. Атмосферу эпохи в комедии создают как действующие лица, а также внесценические персонажи. 4. Маяковский всю жизнь не любил и брезговал мещанством. 5. По этому роману созданы не только кинофильмы, но и поставлены замечательные спектакли
ПРИГЛАШАЮ В ГОСТИ Мой сайт Ирина Анатольевна Суязова – личная страница
источник шаблона: Фокина Лидия Петровна учитель начальных классов МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области Сайт