Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Автор: Качаева Л.А., учитель биологии, МБОУ «ООШ 4». г.. Междуреченск 2014.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Взаимодействие генов. Ген – структурная единица наследственной информации, контролирующая развитие определенного признака или свойств. СЛОВАРЬ.
Advertisements

Взаимодействие генов. Ген – структурная единица наследственной информации, контролирующая развитие определенного признака или свойств. СЛОВАРЬ.
Генотип как единая целостная система. Взаимодействие генов.
Взаимодействие генов. Ген – структурная единица наследственной информации, контролирующая развитие определенного признака или свойств. СЛОВАРЬ.
Полное доминирование Неполное доминирование Кодоминирование Комплиментарность Полимерия Плейотропия Эпистаз Взаимодействие генов Аллельные геныНеаллельные.
Взаимодействие генов. Типы взаимодействия генов Эпистаз – подавление одного гена другим Эпистаз – подавление одного гена другим Комплементарность – дополнение.
МОУ «СОШ С. Ш ИРОКОЕ » У РОК ПО ТЕМЕ «В ЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГЕНОВ » Учитель химии и биологии Плуженко Елена Васильевна.
Генотип – совокупность всех генов, локализованных в хромосомах данного организма. Термин был предложен датским биологом В.Иогансеном в 1909 г. Генотип.
Взаимодействие генов. Цель: выяснить закономерности наследования признаков при взаимодействии аллельных и неаллельных генов.
Головенькина Алла Николаевна МАОУ «Средняя общеобразовательная школа 1» города Нурлат Республики Татарстан учитель биологии высшей квалификационной категории.
Повторение. Дайте определение следующим терминам: Генетика Гены Наследственность Изменчивость Генотип Фенотип Доминантный признак Рецессивный признак.
Ачигечева Полина год. Грегор Мендель. «Опыты над растительными гибридами» год. Г. де Фриз, К. Корренс, Э.Чермак - независимо друг от друга.
Тема: «Наследование признаков» МОУ «Кривошеинская СОШ»
ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ. СОДЕРЖАНИЕ Ученые Термины Генетические символы Первый закон Менделя Второй закон Менделя Третий закон Менделя Неполное доминирование.
Презентация к уроку по биологии (9 класс) по теме: Биология .Взаимодействие неаллельных генов
Тема: «Взаимодействие генов» Задачи: дать характеристику основным типам взаимодействия аллельных и неаллельных генов; научиться решать задачи на взаимодействие.
Цели урока: Развитие и закрепление знаний генетических основ и умение их использовать для решения генетических задач; Повторить тему: «Кровь»; Раскрыть.
I закон Менделя Закон доминирования: «При скрещивании двух гомозиготных организмов, отличающихся по альтернативным вариантам одного и того же признака,
Prezentacii.com. I.Комплементарность - взаимодействие генов, при котором доминантные аллели двух генов при совместном нахождении в генотипе (А-В-) обусловливают.
Транксрипт:

Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Автор: Качаева Л.А., учитель биологии, МБОУ «ООШ 4». г.. Междуреченск 2014

Ген – структурная единица наследственной информации, контролирующая развитие определенного признака или свойств. СЛОВАРЬ Разуму свойственно размышлять, то есть связывать причины и следствия, давать ответ на вопрос почему и находить в цепи происходящего начало и конец. Ж. Фабр. Проблема Почему у потомства иногда появляются признаки не свойственные их родителям? Данный урок даёт нам возможность приоткрыть дверь научного познания процессов, понять взаимосвязь процессов в организме через различные виды взаимодействия генов в генотипе.

Ген материальный носитель наследственной информации, совокупность которых родители передают потомкам во время размножения. ген

Взаимодействие генов Взаимодействие аллельных генов Взаимодействие неаллельных генов Полное доминирование Неполное доминирование Полимерия Комплементарность Кодоминирование Плейотропия Эпистаз Дайте определения

Почему у потомства иногда появляются признаки не свойственные их родителям? Терминологическая разминка Продолжите мои мысли… наука о наследственности и…….. основоположник науки генетики… основной метод генетики…….. парные гены………………….. взаимоисключающие признаки….. особи, дающие один сорт гамет …… особи, дающие разные сорта гамет…. признак, который подавляется…… преобладающий признак…………. совокупность всех генов организма……… совокупность всех внешних и внутренних ….. скрещивание особей, отличающихся по одной …..

Взаимодействие генов Взаимодействие аллельных генов Взаимодействие неаллельных генов Кодоминирование – Комплементарность– Эпистаз – Полимерия – Множественное действие генов (плейотропия) –

Взаимодействие неаллельных генов Плейотропия Явление, когда при взаимном действии двух доминантных неаллельных генов, каждый из которых имеет свое собственное фенотипическое проявление, происходит формирование нового признака Расщепление по фенотипу 15:1

При кодоминировании (гетерозиготный организм содержит два разных доминантных аллеля, например А1 и А2 или J A и J B ), каждый из доминантных аллелей проявляет свое действие, т.е. участвует в проявлении признака. Расщепление по фенотипу в F 2 1:2:1 Взаимодействие аллельных генов Кодоминирование

- О-О Iгруппа крови А-А IIгруппа крови В-В IIIгруппа крови В-О III группа крови А-B IV группа крови А-O IIгруппа крови

Примером кодоминирования служит IV группа крови человека в системе АВО: генотип –J A, J B, фенотип – АВ, т.е. у людей с IV группой крови в эритроцитах синтезируется и антиген А (по программе гена J A ), и антиген В (по программе гена J B ). Р х II группаIII группа G JAJA J0J0 JBJB J0J0 J A J 0 J B J 0 F1F1 J A J 0 J A J B J B J 0 J 0 II группаIV группаIII группаI группа

Подавление проявления генов одной аллельной пары генами другой. Гены, подавляющие действие других неаллельных генов, называются супрессорами (подавителями). Доминантный эпистаз (расщепление по фенотипу 13:3) и рецессивным (расщепление по фенотипу 9:3:4) Эпистаз Взаимодействие неаллельных генов

Эпистаз Доминантный Рецессивный Расщепление по фенотипу в F2 13:3 Расщепление по фенотипу в F2 9:3:4 Наследование окраски оперения кур Наследование окраски шерсти домовых мышей

Доминантный эпистаз

Комплементарность Взаимодействие неаллельных генов Явление, когда признак развивается только при взаимном действии двух доминантных неаллельных генов, каждый из которых в отдельности не вызывает развитие признака Расщепление по фенотипу 9:7. Как получилось это соотношение?

Явление, когда несколько неаллельных доминантных генов отвечают за сходное воздействие на развитие одного и того же признака. Чем больше таких генов, тем ярче проявляется признак (цвет кожи, удойность коров) Взаимодействие неаллельных генов Полимерия

Пример полимерии

Решение задачи:

Определите тип взаимодействия генов. Реши задачу. В родильном доме перепутали двух девочек (назовем их условно Аьфа и Бета). Родители одной из них имеют II и IV группы крови, а родители другой – I и II. Лабораторный анализ показал, что у Альфы I группа, а у Беты II группа крови. Определите, кто чья дочь.

Задача Если негритянка (A1A1A2A2) и белый мужчина (a1 a1 a2 a2) имеют детей, то в какой пропорции можно ожидать появление детей – полных негров, мулатов и белых? Решение задачи Обозначение генов: А1, А2 гены определяющие наличие пигмента а 1, а 2 гены определяющие отсутствие пигмента

Взаимодействие аллельных генов Взаимодействие неаллельных генов Кодоминирование – совместное участие обоих аллелей в определении признака у гетерозиготной особи Комплементарное взаимодействие – доминантные или рецессивные аллели обуславливают развитие нового, отличного от родительских вариантов, признака Множественное действие генов (плейотропия) – действие одного гена влияет на развитие нескольких признаков Полимерия – степень развития одного и того же признака обусловлена влиянием целого ряда генов Эпистаз – аллели одного гена подавляют проявление аллелей других генов Взаимодействие генов

Подводим итоги Таким образом, выражение «ген определяет развитие признака» в значительной степени условно, так как действие гена может зависеть от других генов. Кроме того, на проявление действия генов влияют и условия окружающей внешней среды. Один ген может отвечать за один признак; Несколько генов могут отвечать за один признак; Один ген может влиять на несколько признаков. Следовательно, генотип является системой взаимодействующих генов.