Выполнила: Слушатель курсов 263|2 Учитель технологии МКОУ «Верхнебалыклейская СОШ» Быковского района Волгоградской области Батаева Ольга Викторовна Научный руководитель: Профессор, д.т.н. Каунов Александр Михайлович Кафедра тегории и методики непрерывного профессионального образования КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Тема: «Вышивека, как один из видов декоративно - прикладного искусства. Подготовека к вышиванию. »
Презентация урока в 5 классе Подготовила учитель технологии Батаева Ольга Викторовна
Тема урока: Вышивека, как один из видов декоративно- прикладного искусства. Подготовека к вышиванию.
Мир узоров и красок, воссоздаваемых с помощью наипростейшего оборудования – иглы, так многообразен в его истории, традициях и современных модификациях, что даже для беглого обозрения потребовалось бы очень много времени. Вышивание – один из самых массовых видов народного искусства. Наиболее древние вышивки, дошедшие до наших дней, относятся к VI – V вв. до н.э. Они выполнены в Древнем Китае на шелковых тканях шелком-сырцом, волосом, золотыми и серебренными нитями. На территории нашей страны на Алтае, Пазарыкских курганах были найдены хорошо сохранившиеся ковры, седла, одежда, обувь, вышитые и украшенные аппликацией, изготовленные в VI-III вв. до н.э. В настоящее время изменился темп, и стиль жизни, характеристика труда. Но вышивека словно живой цветок, одухотворяющая любую массового пошива вещь, тяготеет сегодня к лаконическим формам, довольно простой технике. Ведь даже небольшой, вышитый стебельчатым швом узор украсит пододеяльник и скатерть, наволочку и набор салфеток.
УЗНАЕМ: О вышивке как об одном из видов декоративно- прикладного творчества О видах вышивки, значении понятий «орнамент», «колорит» О технологическом процессе подготовки к вышиванию О правилах организации рабочего места и безопасных приемах труда НАУЧИМСЯ : Выполнять операции подготовки к вышиванию
СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ: Приемы научной организации труда Навыки работы в парах Способность к осознанному выбору Приемы само- и взаимоконтроля РАЗВИВАТЬ: Творческие способности Эстетический вкус Самостоятель ность Аккуратность
ВСЕ ВИДЫ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА ХОРОШИ. ЭТО ЗАНЯТИЕ ДЛЯ УМЕЛЫХ РУК И ДЛЯ ДУШИ. ВЫШИВАНИЕ ТРЕБУЕТ ОСОБОГО ТЕРПЕНЬЯ, НАВЫКОВ И СПОСОБОВ ЕГО ОВЛАДЕНЬЯ: КАК РАБОЧЕЕ МЕСТО ОРГАНИЗОВАТЬ, РИСУНОК КАК ПРАВИЛЬНО КОПИРОВАТЬ, КАК ЭСТЕТИЧНО ЦВЕТ НИТОК ПОДОБРАТЬ, КАК В ИЗДЕЛИИ ГАРМОНИЮ СОЗДАТЬ. ИТАК, ИСКУССТВУ ВЫШИВАНИЯ БУДЕМ УЧИТЬСЯ, МЫ ПОМНИМ: В НАШЕЙ ЖИЗНИ ВСЕ ПРИГОДИТСЯ.
Ответьте на вопросы: 1. Вы вышивали на уроках технологии в начальных классах? 2. Какими швами вы умеете вышивать?
Шов «Вперед иголку» Шов «Вперед иголку с перевивом»
Шов «Стебельчатый»
Монограмма
Шов «Тамбурный»
Шов «Петельный»
Шов «Назад иголку»
Искусство вышивки с древнейших времен широко распространено у всех народов. Русские Дагестанцы чуваши мордва украинцы башкиры белорусы
Русская вышивека имеет свои национальные традиции. Она отличается от вышивок других народов. Большую роль в ней играют гегометрический орнамент формы растений и животных: ромбы, птицы, деревья. В форме ромба, круга изображали солнце – символ тепла, света, жизни. Дерево олицетворяло плодородие земли, птица символизировала приход весны.
Счетные Счетные Свободные Свободные Вышивки делятся на счетные (вышиваются по счету нитей ткани) и свободные (вышиваются по контуру рисунка )
ВИДЫ ВЫШИВАНИЯ Вышивание может быть: Плоскостное (не создает ощущения объема) Декоративное (плоскостное изображение мотивов растений, животных, птиц) Орнаментальное (ритмически чередуются элементы узора)
Орнамент – это узор, построенный на чередовании в определенном порядке каких- то элементов Орнамент может быть составлен из линий, гегометрических фигур, листьев, цветов, ягод, фигур зверей, птиц
Очень важное значение в вышивке имеет расцветка. Подбирая нитки для вышивания, негобходимо учитывать сочетание цветов, их влияние друг на друга, цвет ткани. Колорит - сочетание, соотношение красок, создающее определенное единство вышивки.
ИГРА «ТЕАТР - ЭКСПРОМТ» Правила просты: изображайте действия персонажей. Придумаем композицию для вышивки: Погода стояла ясная и солнечная. Деревья протянули свои ветви навстречу солнышку (руки вверх). Вдруг набежала маленькая тучка, подул ветерок. Деревья закачались (наклоны влево, вправо с поднятыми руками). Листочки затрепетали (движения кистями рук). Но тучка быстро улетела. Опять стало тепло и спокойно (руки вверх – вдох, руки вниз - выдох)
ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ Инструменты Материалы Иглы для вышивания Наперсток Ножницы Сантиметровая лента Пяльцы Миллиметровая бумага Калька Копировальная бумага Ткани Нитки
Давайте подумаем над вопросами: 1. Какой рукой мы держим инструменты? 2. Где должна быть укладка с инструментами? 3. В какой руке мы держим пяльцы с тканью? 4. Где должны располагаться материалы? 5. Листы с узорами удобнее хранить в..? 6. Как нужно сидеть, чтобы меньше уставать? 7. Какое расстояние должно быть от глаз до работы? 8. Откуда должен падать свет? Подготовека к вышиванию
Разгадайте кроссворд, представленный слева: По вертикали: 1. Ткань для вышивания 2. Держат ткань в натянутом виде 3. Соединение или отделка деталей швейных изделий с использованием ниток. 4. Самая распространенные нитки для вышивания. 5. Один из видов прикладного народного творчества. 6. Основа для вышивания 7. Инструмент, предназначенный для предохранения пальца от укола. По горизонтали: 8. Ключевое слово, вид рукоделия
КАНВАКАНВА ПЯЛЬЦЫПЯЛЬЦЫ ШОВШОВ МУЛИНЕМУЛИНЕ ВЯЗАНИЕВЯЗАНИЕ ТКАНЬ ТКАНЬ НАПЁРСТОКНАПЁРСТОК
2 п я 1 кл 4 м аьу нцл 6 т 7 н 8 вы 3 ши 5 века аоняап везнё аир нс ит его к Поменяйтесь карточками, проверьте кроссворд, запишите в карточку контроля количество ошибок:
Выстирать ткань Подсушить Хорошо отутюжить во влажном состоянии Разметить рисунок на ткани Перевести рисунок на ткань с помощью цветной копировальной бумаги Заправить ткань в пяльцы и хорошо ее натянуть Выполнить закрепление нитки в начале работы
Для изменения размера рисунка используют растровую бумагу или вычерчивают лист с клеточками. 1. Начерти квадрат с клетками на модели рисунка или пересними рисунок на растровую бумагу. 2. На другом листе бумаги начерти еще один квадрат, но больше или меньше размером. 3. Воспроизведи линии рисунка клетка за клеткой.
1. Сложи ткань вчетверо и зафиксируй сгибы 2. По полученным линиям наметь осевые линии стежками «вперед иголку» 3. Найди осевые линии рисунка 4. Совмести осевые линии рисунка и ткани
Способов закрепления рабочей нитки на ткани без узла несколько.
ОБОБЩЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ Давайте вспомним: 1. О каких видах вышивки вы узнали на уроке? 2. Что означает термин «Орнамент»? 3. Что означает термин «Колорит»? 4. Какие операции включает процесс подготовки к вышиванию?
1. Соедини точки – и ты вышьешь… 2. Пользуясь знаниями, полученными на уроке, подбери узор для носового платка, салфетки, полотенца. 2. Какой из этих предметов обихода ты будешь вышивать на следующем уроке?