Программа трёхъязычного обучения в Казахском национальном медицинском университете имени С.Д. Асфендиярова
1. Аканов Айкан Айканович – ректор КазНМУ 2. Есенжанова Гульшат Мусреповна – проректор по УМР 3. Абирова Мейрамкуль Айтбаевна – начальник ОПУПиП 4. Джумашева Рахима Тажибаевна – декан факультета Общей медицины 5. Биназаров Нурболат Дильдабаевич – заведующий кафедры «Введение в клинику» 6. Асимов Марат Абубакриевич - заведующий кафедры коммуникативных навыков, основ психотерапий, общей и медицинской психологии 7. Алибаева Рауан Нургалиевна - старший преподаватель кафедры коммуникативных навыков, основ психотерапий, общей и медицинской психологии 8. Сулейменова Оран Яхметовна - заведующий кафедры иностранных языков 9. Садыкова Айман Айдаровна – старший преподаватель кафедры иностранных языков 10. Балтабаева Эльмира Ондасыновна – и.о. заведующего кафедрой русского языка 11. Тунгышбаева Галия Жетписбайкызы – преподаватель кафедры казахского языка
Программа рассчитана на обучение языков на младших курсах и составлена с учетом специфики профессиональной подготовки обучающихся в вузах, а также возможностей, предоставляемых учебными программами и планами.
Владение языком является обязательным компонентом профессиональной подготовки современного специалиста любого профиля. Вузовский курс языка является одним из звеньев системы школа–вуз– послевузовское обучение (повышение квалификации, самообразование) и как таковой продолжает школьный курс. Вузовский курс языка носит коммуникативно-ориентированный и профессионально-направленный характер. Его задачи определяются коммуникативными и познавательными потребностями специалистов соответствующего профиля. Целостная система вузовской подготовки по языку на разных этапах обучения предполагает, с одной стороны, автономный характер обучения на каждом этапе, а с другой – взаимосвязь всех этапов обучения, при которой достижение целей каждого этапа позволяет пользоваться в той или иной форме языком и обеспечивает возможность продолжения обучения на следующем этапе.
Для решения этих задач предлагается экспериментальное введение «Программы трёхъязычного обучения в КазНМУ». Данная программа предполагает поэтапное развитие трёхъязычного обучения в университете на факультете «Общая медицина» с первого курса.
Первый этап программы вводится для студентов 1-курса факультета «Общая медицина» и предусматривает интеграцию пяти дисциплин: - казахский язык; - русский язык; - иностранный язык; - коммуникативные навыки; - введение в клинику.
Дисциплины «Коммуникативные навыки» и «Введение в клинику» включены в интеграцию как основополагающие предметы, которые формируют коммуникативную компетенцию будущего врача. По данным дисциплинам выбраны следующие темы: по «Коммуникативным навыкам»: Понятие о коммуникативных навыках, коммуникативном процессе. Значимость коммуникативных навыков в профессиональной деятельности врача. Барьеры, препятствующие эффективному общению врача и пациента. Медицинское интервью. Опрос пациента. Общение с пациентами, имеющими психические нарушения. Личность врача. Психологические требования к личности врача. по «Введению в клинику»: Типы лечебно-профилактических учреждений и организация работы в них медицинского персонала. Виды уборок в лечебном учреждении. Обработка инвентаря. Уход за больными: смена белья, гигиена кожи, волос, глаз, ногтей. Уход за температурящими больными. Питание больных.
Второй и последующие этапы развития Программы предполагает включение в интеграцию и других дисциплин второго, третьего и старших курсов, перечень которых должны вносить ЦМК. По мнению авторов – разработчиков, такая система трёхъязычного обучения предполагает обеспечение мотивации к активному владению языков, как средство «формирования и формулирования мыслей» в социально-обусловленных и профессионально-ориентированных сферах общения и предоставление возможностей расширения их языковой, лингво-страноведческой и социокультурной компетенции будущего специалиста.