Тема: Наклонение глагола. (урок - сказка) Учитель: Шитова С.И.
Цели урока: Знать:о наклонениях глагола; изменении глаголов в изъявительном, условном и повелительном наклонении. Уметь:различать изъявительное, условное и повелительное наклонение. Воспитывать:любовь к родному языку, любовь к Отечеству, умение сдерживать свое слово.
ЕПИФАН Епифан был старший брат. Сам себе он был не рад. Все б у парня получалось, Если б что-то не случалось. Я бы сделал, я бы смог, Если б кто-нибудь помог!..
ТИМОНЯ Брат Тимоня средним был. Только командовать любил. Только слышно от него : То возьми!Подай того!
ИВАН Меньший брат Иваном звался. Тот во все дела совался. Он зимою дров наколет, А весной засеет поле. Слов на ветер не бросаю, Что надумал, выполняю!
Жили братья, не тужили. Да напал на то царство – государство враг, Змей девятиглавый. Обратился царь к сыновьям, чтоб шли они со Змеем биться, чтоб защитили от этого ворога свою землю.
ЕПИФАН Я пошел бы воевать, Если б не любил поспать, Я сразился б со злодеем, Самозванцем, лиходеем, Я бы змея победил, Если б тятька разбудил!.. назад
ТИМОНЯ Эй, Ванюшка, эй, дурак, Снаряжайся! В царстве враг! Есть и спать не любишь вволю– Так ступай во чисто поле, Заруби дракона злого Аль доставь сюда живого! назад
ИВАН Вижу: час настал мой, братцы, В путь –дорогу собираться. Я за землю, за свою, Постою в любом бою! Меч возьму себе в подмогу. назад
ТИМОНЯ Ну, иди, Ванюша с Богом!..
Прочитайте параграф учебника. Кто из братьев употреблял глаголы в форме изъявительного, условного и повелительного наклонения. Сделать надписи над столбиками глаголов. назад
Выписать глаголы, которые будут употреблять братья в своей речи. ЕПИФАН ТИМОНЯ ИВАН
Закрепление. Царь-отец рассержен очень. Братьев он зовет пред очи: -Брат Иван пошел сражаться,- Вам без дела грех слоняться! Вот решите-ка задачу! Будет худо вам иначе!
Задание. Епифану выписать глаголы в форме условного наклонения, Тимоне-повелительного. 1.С людьми советуйся, а ума не теряй. 2. Наградила бы я тебя по-царски, да не послушался ты моего совета. 3. Не спеши языком, торопись делом. 4. Делом к Отчизне любовь докажи, лучше учись, больше трудись. 5. Я бы в летчики пошел, пусть меня научат. 6. Берегите силы, улучшайте жизнь, всегда учитесь и никогда не падайте духом. 7. Я бы уступил свое место, да не бывать Марту прежде Февраля.
Епифану в ыписать глаголы в форме условного наклонения.
Тимоне в ыписать глаголы в форме повелительного наклонения.
И опять поближе к ночи Братьев царь зовет пред очи: - Не хотите наказанья? Вот – ка вам еще заданье!
БРАТЬЯ Головы нам не сносить – Надо помощи просить!
Задание. Образовать от глаголов работать, сражаться, победить формы 3-х наклонений. Работать – Сражаться - Победить -
А Иван-то где, ребята? Ох, Ивану трудновато!.. Камень на его дороге. Обойдется ль без подмоги?
Задание. Вставить пропущенные буквы, найти глаголы в изъявительном наклонении, определить их время. 1.Бе… смелости (не)возьмеш... и крепости. 2.Смел…го штык (не)берет. 3.Кто с нами ни тягался, в правых (не)ост…вался. осилишь задачу- найдешь удачу!