МОУ Радужненская средняя общеобразовательная школа Коломенского муниципального района Московской области Презентацию подготовила: учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Привезенцева Елена Николаевна
Урок 1 Тема: Язык как развивающееся явление. Цель урока: показать развитие и совершенствование русского языка как отражение изменений в сложной и многообразной жизни народа; дать учащимся представление о русском языке как динамично развивающемся явлении.
Язык любого народа, в том числе и русского, не остается неизменным. Изменения происходят как в словарном составе, так и в звуковом и грамматическом строе языка.
Запишем высказывание В.Г.Белинского: Говоря строго, язык никогда не устанавливается окончательно: он непрестанно живёт и движется, развиваясь и совершенствуясь... Язык идёт вместе с жизнию народа... - На примере известных вам архаизмов докажите справедливость мысли В. Г. Белинского. Какие новые слова появились в последние годы? Чем это было вызвано?
Как вы думаете, какие явления могут оказывать влияние на изменение лексического состава русского языка? кинофестиваль компьютер, экология спонсор эксклюзивный ретро муниципалитет
Совсем недавно к разряду новых слов в языке мы относили такие слова, как лунник, ракетодром, космодром, инопланетянин и пр.
Какое слово старше? Дайте этому объяснение: ботинки кроссовки, шуба куртка, спартакиада олимпиада.
Расширение лексического состава языка может происходить и за счет использования в речи переосмысленных слов и выражений: дворец, сбор, утренник, четверть и т. д. Дайте толкование этих слов в прежнем и современном значениях. Составьте с несколькими из них предложения и запишите. Например: Утренник весенний или осенний мороз по ночам, бывающий до восхода солнца. (В. Даль.) На утреннике многие ребята читали свои стихи.
Укажите, какие формы рода выделенных существительных являются устаревшими. 1) Он сидел у рояля и перелистывал ноты. (А. Чехов.) И на покорную рояль властительно ложились руки. (А. Блок.) 2) Ветка тополя уже выбросила бледно-желтые клейкие листочки. (Б. Полевой.) За тополью высокой я вижу там окно. (М. Лермонтов 3) Жаркое солнце смотрит в зеленоватое море, точно сквозь тонкую серую вуаль. (М. Горький.) Лицо Анны было закрыто вуалем (Л. Толстой.)
Упр. 4, 5. (Письменно)
Домашнее задание 1.Выписать словарные слова. 2.Упр. 6 (письменно)
Спасибо за урок!