Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права
План урока. 1. Развитие сельского хозяйства. 2. Развитие промышленности. 3.Финансы. 4. Железнодорожное строительство. 5. Промышленный подъем.
Задание на урок. Что способствовало и что тормозило развитие капиталистических отношений в промышленности, сельском хозяйстве и финансах России в пореформенный период?
1. Развитие сельского хозяйства. В первые годы после реформы в сельском хозяйстве начался спад вызванный его перестройкой. Помещики оказались в сложных условиях -у них не было свободного капитала и инвентаря. Основная часть помещиков выкупные платежи быстро промотала,а власти при выдаче денег удерживали с них долги.Поэтому помещики сдавали землю в аренду, а за это крестьяне отрабатывали и их наделы.
Многие помещики использовали труд временнообязанных крестьян.Даже высокие мировые цены на хлеб и строительство дорог в хлебные районы не заставило их вести хозяйство по капиталистически. Крестьяне- арендаторы тоже не воспользовались эти фактором,т.к. аренда росла еще быстрее. Крестьяне и помещики не были уравнены в гражданских правах,т.к.1-е были причислены к податным сословиям. После реформы 1861 г укрепилась крестьянская община. Но она сковывала хозяйственную деятельность крестьян.
В результате крестьянской реформы ожидаемого роста промышленности не последовало. Предприниматели получили возможность использовать вольно-наемный труд, но посессионные крестьяне испытывая ненависть к подневольному труду бросали заводы и уходили в деревню.В результате сократилось производство в металлургии и суконной промышленности. Лишь через 10 лет они смогли преодолеть кризис. 2. Развитие промышленности. Завод братьев Мамонтовых
В хлопчатобумажной промышленности кризис объяснялся ростом мировых цен на хлопок.Но после присоединения к России Средней Азии это проблема была разрешена. Несмотря на трудности российская экономика сумела перестроиться довольно быстро во многом благодаря целенаправленной экономической политике государства.В стране появился слой крупных фабрикантов.
Экономические реформы начались с реорганизации банковской системы. В 1860 г. был открыт Государственный банк, для кредитования важнейших отраслей промышленности и поддерживать частные коммерческие банки. В е гг.частные банки возникли в Москве и Петербурге. 3.Финансы.
Развитие банков оказалось тесно связано со строительством железных дорог.Это объяснялось: 1. Поражением в Крымской войне, 2. Желанием увеличить экспорт хлеба за счет соединения центра с провинцией транспортной сетью. Бала создана программа привлечения частного и иностранного капитала. 4. Железнодорожное строительство.
В гг. в стране проходило бурное железнодорожное строительство.Транспортная сеть выросла с 2 тыс. до 22 тыс. км дорог.Появились предприниматели разбогатевшие на таком строительстве.Им разрешали на льготных условиях приобрести подвижной состав,рельсы и др. материалы. Большинство дорог строились в интересах промышленности и торговли. 4. Железнодорожное строительство. Строительство железной дороги.
В к х гг. начался промышленный подъем. В сер. 80-х гг. завершился промышленный переворот. Главной базой металлургии оставался Урал,но быстро развивался Донбасс.Здесь же добывали уголь.В Баку сосредоточилась добыча нефти.Начало развиваться машиностроение-Путиловский з-д в Петербурге и в Коломне производство паровозов. 5. Промышленный подъем.
Быстрыми темпами развивалась текстильная промышленность.Владел ьцы мануфактур по- купали земли в Ср. Азии и начали выращивать там хлопок.За 30 лет производство текстиля выросло в 30 раз. На Юге успехов достигла свеклосахарная промышленность(рост в 6 ваз). Число рабочих выросло за 15 лет в 1,5 раза и составила 1 млн. В цехе завода Г.Пека в Петербурге. 5. Промышленный подъем.