Скульптура барокко – художественный стиль в сфере скульптуры. Сложился в XVII – первой половине XVIII века, как одна из составляющих эпохи барокко в культуре. Характеризуется : - подчёркнутой театрализацией образов - динамизмом поз - экспрессивностью лиц и жестов - специфической экстравагантностью Лоренцо Бернини. Давид
Первым новшеством, привнесенным скульптурой барокко, стал интерес к драматической сложности и многообразию мира. Главное внимание уделялось динамизму ансамбля благодаря воплощению сцен, изображавших определенный момент какого - то действия. Скульпторы стремились к включению зрителей в пространство скульптуры и усилению зрелищности сцены. Скульптура, так же как живопись и архитектура, служила монархии, церкви и буржуазии. Франсуа Жирардон. Аполлон и Нимфы.
Джан Лоренцо Бернини ( ) Бернини считается создателем и выразителем барокко. В его скульптуре воплотились основные элементы этого стиля : -динамизм поз, -резкий разворот тел, -экспрессивность жестов и лиц, -отполированная до блеска поверхность мрамора, а также -множественность ракурсов, что позволяет воспринимать скульптуру с разных точек зрения. В число лучших его работ раннего периода входят « Аполлон и Дафна » ( ) и « Давид » (1623)
« Святой Лонгин » ( ) в соборе Святого Петра Портрет Констанцы Буонарелли (1635)
Надгробный памятник папе Урбану VIII ( ) « Экстаз Св. Терезы » ( )
Последний период творчества скульптора ( ) отмечен нарастанием духовного начала. Среди работ этого периода выделяется « Блаженная Лодовика Альбертони » (1674).
Мифическое французское тщеславие Французская скульптура XVII в. положила начало упадку, которого удалось избежать только некоторым авторам, сформировавшимся в Италии. Жак Сарразин, прошедший итальянскую школу, соединил в своем творчестве классицизм и барокко и опередил стиль Людовика XIV. Статуя Людовика XIV в Версале.
Два скульптора, Франсуа Жирардон и Антуан Куазевокс, порвали с наследием Бернини. Оба работали на отделке Версальского дворца и были любимыми скульпторами короля. Франсуа Жирардон. Круглая колоннада. Версальский дворец. Антуан Куазевокс. Ваза Войны в парке Версаля.
Франсуа Жирардон. Надгробие кардинала Ришелье ( ).
Выражение религиозного чувства в Испании В пластике установилась некоторая двойственность между реализмом и символикой : использовались сюжеты, взятые из реальной жизни, но предлагалось их прочтение в религиозном ключе. По форме скульптура была более близка к классицизму, а по содержанию к барокко. Григорио Фернандес. Пьета (1617; Национальный музей скульптуры, Вальядолид ).
В Андалузии вся деятельность сосредоточилась в двух городах Севилье и Гранаде, где скульпторы подчеркивали реализм священных образов, но усиливали их эмоциональность и духовность. Педро Рольдано. оформление алтаря в соборе Севильи ( ). Севилье
Мартинес Монтаньес. Св. Иероним (1600). Севилье. Мартинес Монтаньес. Св. Франциск Ксавьер (1619). Севилье.