Сатирический пафос лирики В. Маяковского Цели : выявить особенности сатирических произведений Маяковского, отметив поэтическое новаторство ; повторить родовые признаки лирики и драмы, проследить их проявление в произведениях Маяковского ; развивать навыки анализа поэтического текста.
Дрянь пока что мало поредела. Дела много – только поспевать. Надо жизнь сначала переделать. Переделав – можно воспевать. В. В. Маяковский
« Своими быстрыми шагами Маяковский ушагал далеко за нашу современность и где - то там, за каким - то поворотом, долго еще будет нас ждать », – писала о поэте Марина Цветаева. Маяковский опередил свое время как художник. Новатор в области тем и художественных средств, он устремлен в будущее в своем творчестве. Поэт и жизнь воспринимал сквозь призму творчества, созидания. Вспомним его лозунг : « Будущее не придет само, если не примем мер ». Художник, по Маяковскому, призван научить людей строить новую жизнь.
Творчество Маяковского было чрезвычайно актуально для современников поэта, оно актуально и для нас, его потомков. Чего стоят одни только сатирические произведения. Кажется, невозможно назвать отрицательное явление, которое не попало бы под увеличительное стекло поэта - сатирика : хулиганство, предательство, бюрократизм, обывательщина, злословие, подхалимство : А язык ?! На метров тридцать Догонять Начальство Вылез...
Актуальность сатиры В. В. Маяковского хочется донести и вам, вступающим во взрослую жизнь, в мир, который не без добрых людей, но и не без плохих, к сожалению, тоже. Приходится так часто встречаться с хамством, грубостью, ложью, что трудно не унизиться, не потерять свое человеческое достоинство. Поэзия Маяковского, « призывающая к вечной драке со злом », его вера, его стихи становятся жизненно необходимыми, как и он сам, Владимир Маяковский,... человек, воплощавший в себе то, чего часто не хватает сегодня нам, чего мы ищем друг в друге и очень редко находим. Уже в ранних стихотворениях в сатирическом ключе предстает мир « жирных » обывателей, смотрящих « устрицей из раковины вещей ».
стихотворение « Нате !», 1913 г.. Откровенные и убедительные слова Маяковского сквозь пелену десятилетий долетели и до наших дней. Своей поэзией он заложил основу своего и нашего будущего. Известный российский деятель культуры С. В. Образцов так писал об этом : « Вот сколько лет прошло, а забыть исповеди Маяковского, его разговора с будущим, его отчета за всю свою жизнь, пронизанную борьбой за правду, за чистоту, за счастье тех, кто будет жить после него, я не могу. Навсегда врезалось это в мою память, будто выжжено в ней ».
« В полном разладе с этим миром появилось стихотворение « Нате !»… Стихотворение с вызывающим названием « Нате !» нашло своего адресата и произвело именно то действие, на которое автор мог рассчитывать » ( А. А. Михайлов ) - Согласны ли вы с тем, что произведение свидетельствует о полном разладе поэта с миром, в котором он живёт ? Почему ? - Кто, по вашему мнению, является адресатом этого стихотворения ? Почему учёный даже само название стихотворения « Нате !» называет « вызывающим »?
Чтение и анализ стихотворений « Прозаседавшиеся », « О дряни ».
Задание : 1. Стихотворение имеет отчетливо выраженный политический смысл. Каков он, как участвуют в его реализации точно выписанные бытовые подробности ? 2. Охарактеризуйте приемы, говоря словами Маяковского, « правильной сатирической обработки слова », призванные вызвать у читателя смех.
Примерный анализ стихотворения В 1920–1921 годах появилось стихотворение « О дряни », первое произведение, обличающее « мурло мещанина » нового советского времени. Символом и спутником бюрократа в быту и на службе становится « оголтелая канареица ». Этот образ пронизывает все стихотворение. Поэт предупреждает, что в государственных учреждениях засели, « наскоро оперенья переменив », чиновники, которые никакой пользы обществу не принесли и только, « намозолив от пятилетнего сиденья зады... свили уютные кабинеты и спаленки ». Метафора « свили уютные кабинеты и спаленки » вызывает ассоциацию со знаменитой « птичкой божьей », не знающей « ни заботы, ни труда ».
Довольно жестко Маяковский осуждает тех, кто все радости жизни видит только в мире вещей. Вместе с автором мы наблюдаем за тем, как « та или иная мразь » на прибавку мечтает завести « тихоокеанские галифища ». Подчеркивая омертвление души такого человека, неподвижность мыслей и чувств, поэт подбирает к его образу необыкновенное сравнение : он будет... из штанов выглядывать, как коралловый риф.
Квартира чиновника наполнена символами коммунистического переустройства мира : здесь и портрет Маркса в алой рамочке, и газета « Известия ». Но, оказывается, все это – дань моде. Даже серп и молот – только модные эмблемы, без которых нельзя « фигурять » « на балу в Реввоенсовете ». « Дрянь », по Маяковскому, – это люди, которые ограничили свои жизненные интересы миром вещей. Их головы, как и « уютные кабинеты и спаленки », заняты пианино, самоварами, « галифищами », платьями и клетками с « оголтелыми канареицами ».
Не находя « живых людей » среди таких чиновников, поэт вкладывает слова, содержащие идею произведения, в речь неживого предмета, заговорил портрет : Маркс со стенки смотрел, смотрел... И вдруг Разинул рот, Да как заорет : « Опутали революцию обывательщины нити... скорее головы канарейкам сверните – чтоб коммунизм канарейками не был побит !»
Думается, стихотворением « О дряни » автор предостерегает от такого поворота к будущему, показывая нежизненность идей мещанства.
Домашнее задание. 1. Написать небольшое сочинение - рассуждение « Сила сатиры В. Маяковского ». 2. Подобрать стихотворения о любви