Подготовили : социальный педагог и педагог - психолог МБОУ «СОШ 7» города Губкин Белгородской области Гапченко Светлана Николаевна Елисеева Елена Николаевна
Основная цель, поставленная перед российским образованием – достичь нового уровня социализации подрастающего поколения, воспитать нравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Социализация - это сложный непрерывный процесс, протекающий на биологическом, психологическом и социальном уровнях, при котором, с одной стороны, потребности отдельно взятой личности адаптируются к потребностям общественным ( или отвергаются ею ).
С другой, общество формирует нормы морали и поведения, педагогически целесообразные формы общежития, отношения между людьми в семье, школе, в досуговых учреждениях, в иной окружающей человека социальной среде.
Семья - важный социальный институт, это первая в жизни человека социальная общность, где он осваивает первые социальные роли, приобретает опыт общественного поведения.
С поступлением ребенка в школу именно общеобразовательное учреждение становится для него одним из важнейших социальных институтов после семьи. Семья начинает разделять свою социализирующую функцию со школой.
К коллективным формам взаимодействия школы и семьи относятся : - общие и классные родительские собрания ; - родительский лекторий, который способствует психологической и социально - педагогической компетентности родителей ; - привлечение родителей к участию в оформлении предметных газет, выставок творческих работ учащихся, проектов ; - привлечение родителей к руководству школьными кружками ; - участие родителей в подготовке и проведении внеклассной и внешкольной работы с учащимися ( экскурсии, праздники, встречи с интересными людьми и т. д.); - участие родителей совместно с детьми в спортивных соревнованиях, походах, мероприятиях.
Из индивидуальных форм взаимодействия школы с родителями используются : - индивидуальные консультации родителей и детей ; - посещение семьи для знакомства с условиями проживания ребенка ; - диагностика внутрисемейных отношений. Данные формы взаимодействия школы и семьи наиболее эффективны для осуществления процесса социализации.
Методы социально - педагогического подхода : метод посредничества метод партнерства метод консультирования метод доверительного взаимодействия метод совета метод рекомендации метод толерантности метод коррекции метод социальной поддержки метод взаимного информирования
Литература : Бочарова В. Г. Социальный педагог : должность, профессия, призвание. - М., « Об образовании » - Закон Российской Федерации от г 273- ФЗ ( ред. от ). – М., Кондаков А. М. Новые стандарты общего образования. / Психолого - педагогическое обеспечение образовательной инициативы « Наша новая школа ». Материалы научной сессии ПИ РАО от г. - М., Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей.// Вестник образования с Мардахаев Л. В. Социальная педагогика. А - О, П - Я. - М., Мудрик А. В. Социализация и воспитание подрастающего поколения. М., 1990 г.