«Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха» В.А. Сухомлинский Учитель математики МАОУ Апрелевская средняя школа 4 Некрасова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Педагогика сотрудничества. Учение без принуждения Центральное место- исключение принуждения к учению!!! Дать ребенку уверенности в том, что он добьется.
Advertisements

Как правильно проверить домашнее задание?. Какие они? Что они знают? Как мне лучше организовать опрос, чтобы все были задействованы ?
Материал подготовила педагог-психолог О.Ф. Лысова.
Классный руководитель 5 класса ФГКОУ СОШ 167 Петросова Т. Г.
Воспитание и обучение успехом. Нет детей – есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями, иной игрой чувств. Януш.
Автор : учитель начальных классов МОУ НОШ 1 Садофьева Ольга Владимировна.
«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться» В.А.Сухомлинский « В борьбе добра со злом воспитание.
«Организация ситуации успеха на уроке как фактор развития успешной личности.
Почему же он теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать.
Исмагилова Е.В., учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 1929.
Выполнила учитель математики МОУ СОШ 1 р. п. Новые Бурасы Салихова Любовь Васильевна.
Как стать педагогом, востребованным сегодня детьми и обществом? Чем овладеть, чтобы добиться взаимопонимания и взаимодоверия с воспитанниками, их родителями,
УРОК РЕФЛЕКСИИ ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ: ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ФИКСИРОВАТЬ СОБСТВЕННЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
«Выполняем домашние задания». Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства – это.
Формирование навыков самоанализа и самоконтроля у учащихся в процессе обучения МОБУ « СОШ 1 им. А. П. Гайдара » Тищенко О. Г., заместитель директора по.
«Положительные и отрицательные стороны ситуации успеха на разных этапах урока» Творческая группа: Михайлова М.В. Иванова Л.А. Поташева О.Л. Давыдкина Л.В.
О. И. Куприянова учитель биологии и химии МКОУ СОШ пос. Николаевка Партизанского муниципального района.
Решение линейных и квадратных уравнений с параметрами в курсе математики основной школы.
Адаптация первоклассников в школе. Приход детей в школу и вступление в школьную жизнь подготовлен: физиологически физиологически социально социально психологически.
Как готовить домашние задания. 1.Активно работай на уроке: внимательно слушай, отвечай на вопросы. 2. Задавай вопросы, если что-то не понял или с чем-то.
Транксрипт:

«Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха» В.А. Сухомлинский Учитель математики МАОУ Апрелевская средняя школа 4 Некрасова Маргарита Константиновна 2014

Педагогика сотрудничества Идея опоры Идея крупных блоков Идея соответствующей формы Идея личностного подхода Идея трудной цели Опорные сигналы Идея оценки работ Идея свободного выбора Идея опережения Идея самоанализа Коллективное творческое воспитание Сотрудничество с родителями

Идея опоры занимает одно из первых мест в педагогике сотрудничества. Опоры, опорные схемы сигналы, конспекты – это различные оригинальные подходы к записям учебного материала. Формы опор разные, но общий принцип просматривается четко: чтобы даже слабый ученик мог отвечать у доски достаточно свободно, не задерживая класс, перед ним должна быть опора. Это путеводная нить рассказа, правила, способа решения.

Памятка в выполнении домашнего задания; Конспект для усвоение новых знаний; Опорный конспект; Алгоритм решения;

Вспомни объяснения учителя в классе. Попробуй разобраться в опорных сигналах. Внимательно прочитай материал учебника, сравнивая его с опорным конспектом, попытайся понять его. Расскажи материал учебника с помощью опорных сигналов и без них. Напиши опорный конспект по памяти. Сравни написанный тобой конспект с образцом. Если допустил ошибки, поработай над их исправлением. Выполни упражнение.

x 2 = 64; x 1 = -8 (отрицательный квадратный корень, т.к. (-8) 2 = 64; x 2 = 8 (положительный квадратный корень, т.к. 8 2 = 64; Арифметический квадратный корень из 64 8 =, 1) > 0; 2) ( ) 2 = 64, а - подкоренное выражение;, 1) 0; 2) ( ) 2 = а. Арифметический квадратный корень имеет смысл, если а 0.

Решить уравнение, значит найти все его корни или доказать что их нет. Корнем уравнения называется значение переменной обращающей его в верное равенство. 1. Разложим знаменатели на множители; 2. Найдем наименьший общий знаменатель; 3. Найдем дополнительный множители; 4. Умножим числитель на дополнительные множители и решим целое уравнение; 5. Проверка корней.

Опыт показывает, что когда материал сводится в крупные блоки, то появляется возможность значительно увеличить объем изучаемого при резком снижении нагрузки на ученика. В крупном блоке легче устанавливаются логические связи, легче выделить ведущую мысль и показать ее ученикам. Учитель получает возможность поставить перед детьми сложную и потому интересную задачу: справимся с материалом десяти уроков за один урок? Изучение материала блоками освобождает ребенка от страха перед трудностями: блок пройден, основная мысль схвачена - и ученик не боится, что он не поймет ее и отстанет. Он спокойно работает дальше, уясняя детали и подробности.

1. Сложение и вычитание десятичных дробей в 5 классе; 2. Умножение и деление степеней с одинаковыми основаниями в 7 классе, записав правило в следующем виде: «Чтобы умножить/разделить степени с одинаковыми показателями нужно сложить/вычесть показатели, а основания оставить те же.»; 3. Формулы: (а – в)(а + в)= а 2 - в 2 и а 2 – в 2 = (а – в)(а + в) и т.д.

План ведения урока 1. Определение четырехугольника; 2. Знакомство с видами четырехугольника (параллелограммы и не параллелограммы) 3. Раскрытие сути понятий: - определение; - признак; - свойства. 4. Домашнее задание: знать определение всех видов четырехугольников и приготовить их модели.

Урок должен по форме отвечать изучаемому предмету. На уроках математики В.Ф.Шаталов, доказывая теорему, не допускает ни одного лишнего слова - рассказ учителя-математика должен быть абсолютно точным.

Для проверки контрольной работы 1. Указать объем выполненной работы; 2. Указать положительные и отрицательные стороны работы; 3. Если есть оригинальные решения, приемы указать их; 4. Определить правильность записей, культуру оформления. 5. Предложения и замечания. К семинару 1. Какая часть работы выполнена? (полнота содержания) 2. Есть ли вопросы вызывающие затруднения выступающего? 3. Имеются ли другие подходы, способы решения, отличные от подхода выступающего? 4. Общее впечатление от выступления (культура общения, развитость математической речи, аргументированность, последовательность изложения)

Весь этот комплекс методов и методик приводит к идее личностного подхода к ребенку вместо индивидуального. В школу приходят не только ученики - существа, занятые учением, нет, перед нами личности. Каждый из ребят приносит в школу свой мир чувств и переживаний, ничем не отличающийся от мира учителя, - в этом смысле педагог и ребенок совершенно равны, они оба знают радость, страдание, стыд, страх, удовлетворение, чувство поражения и чувство победы. Сколько бы ни говорили о необходимости индивидуального подхода, учитель, перегруженный уроками и делами, не может осуществить его в полной мере. Педагогика сотрудничества вырабатывает такие приемы, при которых каждый ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание учителя лично к нему.

Тема:«Единицы времени. Век» 4 класс Дифференцированные задания · КРАСНЫЙ СЕКТОР- ПРАВО НА 2 ОШИБКИ и МАКС. ОЦЕНКА 4 · ЖЕЛТЫЙ СЕКТОР – ПРАВО НА 1 ОШИБКУ И МАКС, ОЦЕНКА 4 · ЗЕЛЕНЫЙ СЕКТОР БЕЗ ОШИБОК 4. · Красный сектор: Два поезда вышли навстречу друг другу, один был в пути 4 часа, а другой 360 минут. Какой поезд был в пути дольше и насколько часов? 3 ч =..мин 300 с =…мин 1/2 г =…мес 3 сут =…ч 1 г 3 мес=…мес 1/3 сут =…ч · Жёлтый сектор: Спортсмен за 4 мин. пробежал 800 м. Сколько метров он пробежит за 6 мин? 120 мин.=…ч 600 с=…мин 72 ч.=…сут 18 мес=…г…мес · Зелёный сектор:Спортсмен за 4 мин. Пробежал 800 м. Сколько метров он пробежит за 6 мин.? Выбери правильное решение: а) 800:4=200 (м) б) 6-4=2 (мин) в) 6-4=2 (мин ) 200 х 6=1200(м) 800:2=400(м) 800 х 2=1600(м) 3 ч =…мин 2 сут =…ч 2 г =…мес 120 мин =…ч

Все учителя объявляют тему урока или нового раздела, но для поддержания духа сотрудничества нужно ставить перед детьми как можно более сложную цель, указывать на ее исключительную трудность и внушать уверенность в том, что цель будет достигнута, тема хорошо изучена. Учеников в этом случае объединяет не просто цель, которая сама по себе может быть и не такой уж интересной, а именно вера в возможность преодоления трудности. Без общего воодушевления сотрудничества с детьми добиться трудно.

Особенно надо остановиться на опорных сигналах, изобретенных В.Ф.Шаталовым. Это не схема, а набор ключевых слов, знаков и других опор для мысли, особым образом расположенных на листе. Сигнал позволяет ученикам свертывать и развертывать предъявляемый для изучения текст, и сама эта операция свертывания и развертывания, доступная каждому ученику, сильно облегчает понимание и запоминание материала и, что важно, полностью исключает возможность зубрежки. Ученики не только следят за мыслью учителя во время его рассказа, но они теперь могут сами проходить путями учительской мысли, как по лабиринту.

Назначение Речевые обороты Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться. Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили. Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что ученик обязательно справится с задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. У вас обязательно получиться.. Я даже не сомневаюсь в успешном результате. Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания. Возможно, лучше всего начать с….. Выполняя работу, не забудьте о….. Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. Без твоей помощи твоим товарищам не справиться… Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. Только ты и мог бы…. Только тебе я и могу доверить… Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой… Побуждает к выполнению конкретных действий. Нам уже не терпится начать работу… Так хочется поскорее увидеть… Помогает эмоционально пережить не результат в целом, а какой-то его отдельной детали. Тебе особенно удалось то объяснение. Больше всего мне в твоей работе понравилось… Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы.

Когда ученик работает систематически, каждый день, не надеясь на то, что его не вызовут и не спросят, он быстро развивается, он больше не числится в отстающих. Это так воодушевляет учеников всех возрастов - от младших до старших, что дальнейшая работа в атмосфере успеха не представляет особого труда. Особенно это относится к младшим классам. Учитель начальной школы, который ставит плохие отметки, а иногда и двойку за двойкой, который не умеет пользоваться похвалой, поощрением, нетерпелив в ожидании результатов, не верит в детей, - такой учитель крайне опасен для школы, он может навсегда отбить охоту ребенка учиться.

Чтобы дети чувствовали себя сотрудниками педагога в учении, надо, где только можно, предоставлять им свободный выбор. Свобода выбора - самый простой шаг к развитию творческой мысли. Многие дети не способны к изобретению, выдумке, но даже самые нетворческие из них способны сделать выбор. В.Ф.Шаталов задает ученику сто задач, чтобы он сам выбирал для решения любые из них и в любом количестве.

Эта идея по-разному просматривается в работе каждого из нас, но к ней пришли все. На год, на два опережает программу В.Ф.Шаталов, за полгода, за год начинает изучать трудные темы. Опережение программы доставляет ученикам удовольствие, вызывает гордость; учитель перестает зависеть от программы, он свободнее распоряжается временем на уроках.

Трудность школьного учения состоит, в частности, в том, что это единственный вид работы, которую человек сам не может оценить - он нуждается в оценке учителя. Между тем лишь того можно назвать самостоятельным, независимым человеком, кто может сам вынести точную оценку своей работе, не завышенную и не заниженную, кто научен и приучен анализировать свою деятельность.

Смысл методики состоит в том, что ребят с первого класса по выпускной учат коллективному общественному творчеству. Основное правило «Все творчески, иначе зачем». За долгие годы придумано множество коллективных творческих дел на пользу людям, для школы, для своего класса. В них участвует весь коллектив - деление на выступающих и слушающих, на актив и пассив исключается. Методика коллективного творческого воспитания дает исключительно высокий педагогический эффект, на ней выросли сотни тысяч ребят.

Педагогика сотрудничества предполагает, что дети открыто, доверчиво относятся ко взрослым - в школе и в семье. Для этого нужны не единые требования, как принято говорить, а дружелюбные, товарищеские отношения с детьми в семье. Мы не делаем даже самых малых критических замечаний о детях на родительских собраниях. Нельзя ссорить детей с родителями.

«Идеи сотрудничества на уроках математики», Глаголева Н.Ю. Калуга, 1992 «Учительская газета», «Опорные конспекты на уроках математики»