Учитель биологии Миронова О.А. Урок биологии в 8 классе
Загадка Один говорит, двое глядят, двое слушают.
Анализаторы. Органы чувств. Учитель биологии Миронова О.А. Урок биологии в 8 классе
Органы чувств и анализаторы, их взаимодействие и взаимозаменяемость, иллюзии.
Цели урока: 1. Дать общее понятие об анализаторах, как нервных структурах; 2. Разграничить понятия «анализатор» и «орган чувств»; 3. Показать связь всех анализаторов, общность их происхождения, строения и функций; 4. Дать понятие об иллюзии и относительности восприятия мира с помощью анализаторов.
Задачи: 1. Изучить части анализаторов и их значение 2. Доказать взаимосвязь анализаторов и их взаимозаменяемость 3. Познакомить с примерами иллюзий
Органы чувств
Таблица Чувство Орган чувства Анализатор Слух Ухо Орган слуха-слуховой нерв- зона коры больших полушарий
Полость среднего уха (барабанная полость) продолжается в слуховую трубу, которая открывается в глотку, поэтому при воспалительных заболеваниях носоглотки, микроорганизмы могут попасть в полость среднего уха и вызвать его воспаление.
Полное вкусовое чувство возникает в результате сложного взаимодействия вкусовых, обонятельных, температурных, осязательных рецепторов, расположенных в слизистой оболочке ротовой полости, и соответствующих анализаторов, поэтому при насморке еда кажется безвкусной.
Анализатор: рецептор, нервный путь, зона коры головного мозга.
Итак по И.П. Павлову Анализаторы- это сложные механизмы, передающие раздражения внешней и внутренней среды в кору больших полушарий, где формируются ощущения.
Таблица Чувство Орган чувства Анализатор Слух Ухо Орган чувств- чувствительный нерв- зона коры больших полушарий Обоняние Нос Вкус Язык Зрение Глаз Осязание Кожа Кожно- мышечная чувствительность(равновесие) Внутреннее ухо
Разные органы чувств вместе дополняют и уточняют друг друга
Взаимосвязь органов чувств Полное ощущение и понимание возникает только при взаимосвязанной работе всех органов чувств и жизненного опыта.
Взаимозаменяемость ВАН БЕТХОВЕН
ПАРАЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ 2014
80 медалей !!!
Иллюзии
Выводы: – раскрыли различия между понятиями «анализатор» и «органы чувств»; – выяснили значение системы анализаторов в жизни человека; – узнали о важном значении совместного действия анализаторов для проверки достоверности полученной информации.
Релаксация
Задание 1 Задание 1: в группе терминов зачеркните лишнее понятие, выделите ключевое и дайте ему определение. 1 вариант: 2 вариант: рецепторы вкус нервы обоняние зона коры полушарий выделение анализаторы осязание рефлекс ощущение
Задание 2 1. Какой орган чувств изображен на рисунке? 2. Назовите части этого анализатора. 3. С какими анализаторами он связан? 4. При каких условиях наиболее чувствительны рецепторы данного органа чувств? 1 вариант 2 вариант
Оценим друг друга Задание 1. Правильно зачёркнуто лишнее понятие - 1 балл. выделено ключевое понятие - 1 балл. дано определение - 1 балл. всего - 3 балла. Задание 2. Правильно назван орган чувств - 1 балл. названы части анализатора -1 балл. отражена взаимосвязь - 1 балл. названы условия -1 балл. всего -4 балла. «5» – 7 баллов. «4» – 6-5 баллов. «3» – 4 балла.
Домашнее задание Параграф 51 и кроссворд
Кроссворд Придумайте вопросы к кроссворду наковальня эндолимфа радужка улитка ресницы зрение осязание сетчатка роговица хрусталик
Спасибо за внимание! До скорой встречи!