Собор строился почти пять лет ( ). Руководил его возведением итальянский архитектор и инженер Аристотель Фиораванти. В качестве образца при строительстве был взят Успенский собор в городе Владимире.
Собор был построен неизвестными псковскими мастерами в гг. на месте одноименного собора второй половины 14 в. Свое окончательное завершение собор получил в гг. при Иване Грозном. Храм служил в качестве домовой церкви великих князей.
Руководил его постройкой ( ) итальянский архитектор Алевиз Фрязин Новый, выходец из Венеции. В соборе хоронили правителей московского государства, царей, их сыновей. Всего в соборе 55 надгробий.
Небольшая одноглавая церковь Положения Ризы Божьей Матери была построена псковскими мастерами в 1484–1486 годах. Этот храм находится на месте древней церкви, возведённой в 1451 году митрополитом Ионой в память избавления Москвы от нашествия татарских полчищ Мазовши в день праздника Положения ризы Божьей Матери во Влахерне.
К северу от Успенского собора и колокольни Ивана Великого находятся Патриаршие палаты и небольшой пятиглавый собор Двенадцати апостолов, построенные в 1635–1656 годах русским мастерами Антипом Константиновым и Баженом Огурцовым по заказу патриарха Никона. Собор Двенадцати Апостолов был сооружён на месте старого храма и части двора Бориса Годунова.
К востоку от Теремного Дворца расположены четыре домовые церкви: св. Екатерины, Верхоспасский собор, церковь Распятия Христа и церковь Воскресения Словущего. Первой была построена церковь св. Екатерины (1627). Будучи расположена рядом с Золотой царицыной палатой, эта церковь была составной частью покоев царицы и главной церковью на женской половине.
В 1552 году в канун Покрова Богородицы русские войска взяли столицу Казанского ханства, и в 1555 году в Москве началось строительство храма в честь этого праздника. Авторами этого удивительного творения летопись называет русских зодчих – Постника и Барму. Восемь церквей группируются вокруг центральной, девятой. Все церкви непохожи одна на другую, но едины по своему художественному замыслу и удивительно гармонируют друг с другом.
Собор Казанской Иконы Божией Матери был построен в память исторической победы русского народа над польскими захватчиками в 1612 году. В посвящении собора Казанской иконе Богородицы выразилась благодарность народа небесной Заступнице, освободившей город от иноземцев. Вместе с тем в этом проявилась преемственная связь между двумя победами общенационального значения – освобождением Москвы от интервентов народным ополчением во главе с Мининым и Пожарским и взятием Казани Иваном Грозным.