Сельский туризм как элемент социально- экономической политики России Сергеева Татьяна Константиновна д.б.н., проф. Российская международная академия туризма
Социально-экономическая значимость сельского туризма релаксация жителей городов в сельской местности, пополнение знаний о традиционной народной культуре движение финансовых средств из городов в сельскую местность создание альтернативных источников занятости для сельского населения повышение уровня экономической доходности сельского населения снижение процесса миграции сельских жителей в города формирование рынка сбыта сельхоз. продукции и предметов народных промыслов развитие инфраструктуры сельских территорий сохранение природных и культурных ресурсов территории снижение социальной напряженности в сельской местности
Мотивация развития сельского туризма в России ухудшение экологической и психологической обстановки в крупных городах стремление отдыхать на экологически благоприятных территориях возрождение интереса к элементам традиционной народной культуры: образцам народной архитектуры, кухни, ремеслам, фольклору рост интереса к посещению российской глубинки как элемент ностальгии по крестьянской соборности поиск новых источников улучшения финансового положения сельских жителей стремление к расширению сферы общения ужесточение конкуренции в традиционных сферах инвестиции на селе поиск новых сфер и объектов инвестирования
Ресурсный потенциал сельского туризма в России обширные сельскохозяйственные территории благополучное экологическое состояние ряда из них высокое этническое и природное разнообразие страны сохранность традиционной культуры этносов в ряде регионов богатый историко-культурный потенциал выраженная потребность россиян обратиться к своим национальным корням
Мировые модели сельского туризма Западно-европейская модель Восточно-европейская модель Азиатская модель Англо-американская модель
Западно-европейская модель Цель - создание альтернативных источников занятости сельского населения Характерные особенности - системная государственная поддержка сельского туризма как сектора сферы услуг нормативно-правовое и рекламно-информационное обеспечение продвижения туристских предложений система льготного кредитования и дотирования принимающих хозяйств поддержка порталов и баз данных туров и программ
Восточно-европейская модель Цель – рассредоточить туристские потоки из традиционных туристских центров на внутренние экологически чистые территории Меры государственной поддержки - финансирование проектов реконструкции средств размещения и туристской инфраструктуры Участие Евросоюза – финансирование программ развития сельского туризма
Азиатская модель Цель – расширение спектра туристских предложений страны, демонстрация элементов национальной культуры Характерная особенность – высокий уровень комфортности, выраженная национальная специфика Меры государственной поддержки – инвестиции в строительство VIP-деревень и агро-парков участие государства в формировании туристских потоков и эксплуатации деревень
Англо-американская модель B&B Цель – предоставление ночлега и завтрака в сельской местности деловым туристам Характерная особенность – отсутствие национального колорита и государственной поддержки
Формы организации сельского туризма в России Региональные программы Сельский туризм в национальных парках РФ Туристские программы частных предпринимателей Сельский туризм на базе фермерских хозяйств Гостевые дома Этнографические деревни Усадебные комплексы
Региональные программы развития сельского туризма Основные характеристики привлечение административного ресурса объединение широкого круга партнеров оценка ресурсного потенциала территории кадровое обеспечение программ инвестирование в инфраструктуру территории формирование каналов продвижения туристских предложений на целевой рынок
Сельский туризм в национальных парках РФ Основные характеристики отсутствие специалистов туристского профиля низкое финансовое обеспечение программ развития туризма слабое вовлечение местного населения в обслуживание туристского потока отсутствие средств на строительство и модернизацию сферы размещения отсутствие разработанных туристских предложений недостаток рекламы и маркетинга
Туристские программы частных предпринимателей Основные характеристики высокая продолжительность периода становления бизнеса отсутствие поддержки со стороны региональной администрации негативное отношение местного населения на первых этапах становления туризма постепенный рост туристского потока в том числе за счет иностранных туристов
Потенциальные инвесторы крупные и средние предприниматели, готовые выделить часть средств из профильного бизнеса сельские предприниматели, расширяющие или меняющие сферу бизнеса фермеры, имеющие базу для приема, рассматривающие туризм как альтернативный источник финансирования совхозы, ищущие альтернативные финансовые источники учебные заведения туристского профиля, рассматривающие туризм как полигон для проведения студенческих практик
Мероприятия по развитию сельского туризма в России системная государственная поддержка сельского туризма как социально и экономически значимой сферы деятельности нормативно-правовое обеспечение развития сельского туризма разработка и поддержка программ развития сельского туризма в регионах России создание федерального и региональных объединений субъектов сельского туризма
Функции Ассоциации сельского туризма РФ аккумулирование российского и международного опыта сельского туризма организация учебно-методического центра по подготовке кадров помощь регионам по разработке и реализации туристских программ экспертиза туристских проектов и программ разработка стандартов сферы размещения сертификация организация выставочной и ярмарочной деятельности
Позитивные последствия развития сельского туризма в регионах России увеличение числа рабочих мест и времени занятости сельского населения формирование рынка сбыта с/х и сувенирной продукции повышение уровня доходности местного населения рост налоговых отчислений формирование на территории точек экономического роста кооперация хозяйств и формирование сетевой региональной туристской структуры формирование нового имиджа и рост инвестиционной привлекательности региона