КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Методист Е. Л. Зуевич
« ТРУДНЫЕ » ДЕТИ
ДЕТСКАЯ АГРЕССИВНОСТЬ
Агрессия – деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт
Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. Факторы влияния : - стиль воспитания ( гипер - и гипоопека ) - демонстрация сцен насилия - нестабильная социально - экономическая обстановка - социально - культурный статус семьи - индивидуальные особенности человека
Конструктивная агрессия – это : Активность Стремление к достижениям Защита себя и других Завоевание свободы и независимости Защита собственного достоинства
Деструктивная агрессия – это : Насилие Жестокость Ненависть Недоброжелательность Злоба Придирчивость Раздражение Упрямство
Нецивилизованный выход запаса энергии реализуется в действиях : Выхватить, отнять игрушку у другого Вынудить отдать то, что захотелось Ударить и может быть похвастаться своим « геройством »
1. Ребёнка переполняет накопившаяся энергия Что делать ? Предоставлять возможности для разрядки накопившейся энергии, в том числе и в самостоятельной игре
2. Напряженность, неуверенность, подавленность ребёнка Что делать ? Найти источник неуверенности ребёнка. Это может быть : - Скрытый семейный конфликт, который держит в напряжении всю семью - Скрытое чувство вины за проступок
- частые наказания ребёнка - ссоры, развод в семье - перегрузки дополнительными занятиями - отсутствие умения общаться со сверстниками
3. Эгоистичность ребёнка. Дома он – центр всеобщего внимания и обожания Что делать ? Родителям изменить своё отношение к ребёнку, дать возможность приобретать бесконфликтный опыт общения
4. Эмоциональный голод, эмоциональная неудовлетворённость ребёнка. Ребёнок находит для себя выход : в замкнутости на себе и своих переживаниях в обжорстве мучая животных ябедничая издеваясь над другими детьми
Причиняя боль другим без причин, иногда тихо и незаметно для окружающих Что делать ? необходима помощь специалистов пересмотреть отношение к ребёнку, найти причину в д / с включать в сюжетно - ролевые игры устроить жизнь ребёнка так, чтобы он рос с уверенностью, что он самый любимый, что он нужен взрослым.
5. Неудовлетворённость ребёнка его статусом в группе сверстников ( лидер !) Что делать ? - Педагогу тактично вмешаться во взаимоотношения детей 6. Усвоение эталонов агрессивного поведения в семье Что делать ? - общение, беседы с родителями - направление к психологу
7. Косвенно стимулируемая агрессивность ( СМИ, игрушки ) Что делать ? - проигрывать и проговаривать сюжеты положительных сказок и мультфильмов - давать способы и образцы миролюбивых способов общения - переводить драки в конструктивное русло : игры в пиратов, похитителей сокровищ
В 2- х летнем возрасте арсенал средств проявления агрессивности у мальчиков и девочек одинаковый : плач, визг, шлепки. К 4- м годам мальчики главным образом дерутся, а девочки – визжат. К концу дошкольного возраста мальчики чаще используют нападение, драку, а девочки – непрямую агрессию : словесную, косвенную, негативизм. Агрессия мальчиков направлена « наружу », а девочек – « внутрь ».
- сдерживать по возможности агрессивные порывы ребёнка, остановить занесённую для удара руку - показать ребёнку неприемлемость агрессивного поведения, как к неживым предметам, так и к людям - установить чёткий запрет на агрессивное поведение, периодически напоминать о нём - обучать способам выражения гнева
1. Запрет и крик – неэффективны. Главное – найти причины такого поведения. 2. Давать возможность выплеснуть агрессию, перевести её на другие объекты : - поколотить подушку, подраться с ней - поколотить ковёр - рвать бумагу
- нарисовать то ( того ), что хочется побить, сделать с рисунком что - то, что хочется - поколотить стол надувным молотком - использовать « мешочек для криков » - использовать игры с водой, глиной, песком
3. Взрослым при ребёнке не допускать вспышек гнева, не говорить плохо о людях, не строить планов мести. 4. Не забывать лишний раз ребёнка пожалеть, приласкать, похвалить. Он должен знать, что его ценят, любят.