Конструктор целей (по Блуму)
Обратимся к таксономии учебных целей, предложенной в 1956 году американским психологом Бенджамином Блумом. Рассмотрим следующую анимированную схему и задумаемся: какого уровня пирамиды Блума достигают учащиеся, работая на уроке? Бенджамином Блумом
Вероятнее всего, что фокус будет на самых нижних ступеньках С заданиями на верхние ступени учащиеся разбирают самостоятельно дома. Возможно это одна из причин, по которой иногда домашнее задания остается невыполненным.
Требования к цели обучения Цель должна быть ориентирована на ученика Цель должна быть достижима Цель должна быть измерима
Таксономия Блума: оригинальная (Bloom, 1956) Оценка СинтезАнализ ПрименениеПонимание Знание
Таксономия Блума: пересмотренная (Anderson&Krathwohl, 2001) Создавать ОцениватьАнализировать ПрименятьПонимать Запомнить
Таксономия Блума: до и после Bloom, 1956Anderson&Krathwohl, 2001 Создавать ОцениватьАнализировать ПрименятьПонимать ЗапомнитьОценка СинтезАнализ ПрименениеПонимание Знание
Запоминать Получение, вспоминание или распознавание знания из памяти. Запоминание – это использование памяти для получения определений, фактов или списков, для пересказа или получения материала
Понимать Конструирования значения из разных типов функций, написанных или изображенных
Применять Выполнение или использование процедуры через исполнение или реализацию. Применение связно и относится к ситуациям, когда изученный материал используется через такие продукты, как модели, презентации, интервью и симуляции
Анализировать Разбиение материала или концепций на части, определение того как части связаны или взаимодействуют друг с другом, с общей структурой или целью. Ментальные действия включают в себя дифференциацию, организацию и соотнесение, а также способность различать компоненты
Оценивать Создание суждений, основываясь на критериях и стандартах путем проверки и критики
Создавать Соединение элементов вместе для формирования согласованного или функционального целого; реорганизация элементов в новый шаблон или структуру путем генерирования, планирования или производства.
Измерение «Когнитивный процесс» Навыки мышления высшего порядка Создавать Оценивать Анализировать Применять Понимать Запоминать Навыки мышления низшего порядка
Сформулируйте 6 целей ( по одному для каждого уровня таксономии ) Запоминать Понимать Применять Анализирова ть Оценивать Создавать Теория Практика
Конструктор целей Схема обучения «Ученики смогут [глагол - действие] [объект], используя [ресурсы] и создать [продукт] в группах по [количество человек]»
Элементы схемы Глагол – действие соответствует измерению «Когнитивный процесс» в таксономии Блума (см таблицу глаголов) Объект обычно описывает знание, которое студенты должны получить или создать, чаще всего выраженное существительным Ресурсы – описывают, чем пользуются ученики, с помощью чего они делают Продукт – материальный объект (результат), который ученики должны создать
Формулировка целей хромает даже в конспектах открытых уроков, в методических рекомендациях и поурочных разработках. Что уже говорить о повседневном процессе обучения. Кроме того, обычно учитель формулирует цели со своей стороны, но не с позиции ученика. А потому сразу расповсюдила в Google+ и презентацию, и созданный авторами мастер- класса конструктор целей. Считаю, что этот материал необходим каждому учителю.конструктор целей