Перов Василий Григорьевич – великий русский художник, живописец. Родился 21 декабря 1833 года в Тобольске. Настоящая фамилия Перова была Криденер, так как он был незаконным сыном некоего барона Г. К. Криденера. Фамилия или псевдоним Перов появилась уже позже – её дал будущему художнику учитель грамоты. В годах В. Г. Перов учился в Арзамасской школе живописи под руководством А. В. Ступина. В годы ученичества В. Г. Перов много внимания уделяет социальной проблематике. Главными героями его картин становятся простые люди, главными сюжетами – обычная жизнь. Его ранние работы проникнуты сатирой, желанием показать окружающую действительность в реальном свете. Художнику это хорошо удается, его картины пользуются большой популярностью на выставках.
За картины « Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы » и « Сцена на могиле », написанные в 1860 году, В. Г. Перов получил малую золотую медаль. « Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы »
В 1858 году картина « Приезд станового на следствие » была удостоена большой серебряной медали. « Приезд станового на следствие »
« Сцена на могиле »
За картину « Проповедь на селе », написанную в 1861 году, Перов получил большую золотую медаль и право на стажировку за границей « Проповедь на селе »
В 1861 году В. Г. Перов работает над картиной « Сельский крестный ход на Пасхе ». Она была выставлена в Обществе поощрения художников в 1862 году и почти сразу же запрещена из - за своей сатирически обличительной направленности. В этой картине художник критикует бездуховность служителей церкви и невежество народа. Эта же тема прослеживается в картине « Чаепитие в Мытищах » (1862). « Сельский крестный ход на Пасхе »
« Чаепитие в Мытищах »
В 1862 году В. Г. Перов едет в Париж в качестве пенсионера Академии художеств. Здесь он пишет эскизы « Продавец Песенников », « Парижское гулянье. Внутренность балагана во время представления » (1863) и картины « Шарманщик » (1863), « Парижские тряпичники », « Нищие на бульваре », « Музыканты и зеваки », « Савояр » (1864). « Продавец Песенников »
« Парижское гулянье. Внутренность балагана во время представления »
« Шарманщик »
« Парижские тряпичники »
Не видя смысла в том, чтобы оставаться в чужой стране и пытаться проникнуть в чужой быт и культуру, В. Г. Перов в 1864 году возвращается в Россию « Савояр »
Во второй половине 60- х годов 19 века художник работает в Москве. Он продолжает писать картины социально - обличительной направленности, только теперь вместо сатиры в них появляется лирическая грусть или трагизм. Среди наиболее замечательных полотен этого периода можно назвать « Проводы покойника » « Проводы покойника »
В « Проводах покойника » и « Тройке » отразились сцены из жизни бедняков, символизирующие драму всего человечества. « Тройке »
Картина « Последний кабак у заставы » производит особенно трагичное впечатление. Она проникнута символизмом и скорбью. « Последний кабак у заставы »
Полотна « Приезд гувернантки в купеческий дом » и « Тройка » приносят В. Г. Перову в 1866 году звание академика. « Приезд гувернантки в купеческий дом »
« Рыболов » « Голубятник »
В начале 70- х годов В. Г. Перов увлекается психологизмом, который проявился не только в портретах, но и в картинах на социально - бытовые темы. Его интересуют различные психологические типы людей, которые он изображает то с юмором, то с легкой иронией (« Странник », « Рыболов », 1870; « Голубятник », 1874) « Странник »
За картину « Птицелов » (1870) В. Г. Перов получил звание профессора. « Птицелов »
В конце 70- х годов художественные пристрастия В. Г. Перова снова меняются. Сюжетами его картин становятся религиозные сцены (« Христос в Гефсиманском саду », 1878; « Снятие со креста », « Распятие », « Весна ») « Христос в Гефсиманском саду »
В « Охотниках на привале » (1871) художнику на примере контраста увлеченного разговора героев и безжизненной степи вокруг удалось изобразить иллюзорность мира простых крестьян, тщетность их надежд. « Охотниках на привале »
« Снятие со креста »
В этот же период он пишет несколько картин на исторические сюжеты (« Плач Ярославны », « Первые русские христиане », « Поволжские хищники », « Пугачевцы », « Никита Пустосвят », ). Но все эти картины, хотя в них и прослеживается рука опытного мастера, слишком сложны по композиции, в них нет той легкости и ясности, которые отличают его первые работы. « Плач Ярославны »
« Первые русские христиане »
« Никита Пустосвят »
Живопись В. Г. Перова разнообразна в жанровом отношении : это и портреты, и религиозные сцены, и исторические сюжеты. Несомненно, главным достижением В. Г. Перова были картины социально - критической направленности, в которых художник изображал быт простых людей, их невежество и иллюзии.