Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Мироновская средняя общеобразовательная школа Баганского района Новосибирской области Выполнила: Салова Анастасия ученица 4 класса Кружок «Исследователь» Руководитель: Воронина И.Ю. Исследовательский проект
«Встречают по одежке, а провожают по уму»,- говорит русская пословица. И действительно, первое представление о человеке, его статусе, профессиональной или этнической принадлежности дает одежда, головной убор, обувь. Почему я выбрала эту тему? И поэтому мне захотелось узнать: Какой была одежда на Руси сотни лет назад? Из чего её шили?
Задачи: Изучить все имеющиеся источники о русском национальном костюме. Встретиться со старожилами села и записать их воспоминания об одежде родителей, бабушек, прабабушек. Собрать материал о национальном костюме, о каждом его элементе. Методы, обусловленные целью и задачи работы Изучить имеющиеся источники. Анализ материалов о национальном русском костюме. Беседы со старожилами.
Предмет исследования Русский национальный костюм. Актуальность темы обусловлена: Стремлением сохранить для потомков, для истории материал о национальном костюме в прошлом и настоящем. Передать из поколения в поколение особенности шитья и украшения национального русского костюма. Гипотеза: Старинная русская одежда была очень удобна и практична. Сшита она была из натурального полотна и украшена вышитым рисунком, выполненным самой мастерицей. Полотно ткали из льна.
беседа с учителем истории и старожилами посещение библиотеки посещение школьного музея чтение и анализ книг о русском национальном костюме изучение интернет – ресурсов Методы исследования
Маршрут движения к изучению темы Беседа со взрослыми Посещение библиотеки и музея Изучение документов Запись информации Опрос учащихся и старожилов Опрос учащихся и старожилов
Введение: Одежда русских поражала иностранных гостей своей пышность ю, разнообразием убранств и красочностью. Вся одежда четко разделялась в соответствии с тем, кто ее носил. Одежда простолюдина и крестьянина была скромная и бедная, одежда князей, бояр и царского двора – очень богатая и нарядная. Но как у знатных, так и у простолюдинов покрой одежды был весьма простым и практически одинаковым. Все русские одежды были длинные, свободные.
Основа мужского костюма. Небольшой разрез спереди стягивали на пуговицу или крепили шнуром. Рубахи носили на выпуск и обязательно подпоясывали нешироким поясом. Шили их из белой синей, красной ткани, украшая вышивкой. Мужская одежда
Порты – неширокие, длинные, сужающиеся книзу штаны. Держались они на шнурке, который завязывался вокруг талии. Порты заправляли в сапоги или обертывали онучами и поверх надевали лапти.
Обувь, сплетённая из лыка или берёсты. Основной вид крестьянской обуви. Куски полотна, предназначавшиеся для обвертывания ног (подвертки, портянки). Поверх онучей надевалась собственно обувь (сапоги, лапти и др.).
Поверх рубахи обычно надевали зипун. Зипун застегивался на пуговицы. Он доходил до колен, имел длинные узкие рукава. У зипуна не было воротника. Вокруг талии зипун опоясывался нешироким поясом.
Женская одежда Основой женской одежды была длинная сорочка. У сорочки был круглый ворот, разрез спереди, застегивающийся на пуговицу и длинные рукава. Сорочки украшали вышивкой по краю подола, рукавов, ворота.
Сверх сорочки надевали сарафан. Сарафан распашная длинная одежда без рукавов, на лямках. Сарафаны шили из разных тканей, украшали вышивкой и тесьмой.
Сверху на сарафан надевалась душегрея – короткая, чуть ниже талии одежда с рукавами или без рукавов на лямках. Спереди душегрея застегивалась на пуговицу.
Понева – юбка, которая запахивалась вокруг фигуры и закреплялась вокруг талии шнуром. Поневу шили из пестрых тканей
Рубашки, как мужские, так и женские, украшали вышивкой. На Руси употребляли слово «узор». Узор в виде орнамента «клали» на ворот, рукава и подол. Считалось, что вышивка – «оберег» предохраняла, оберегала от злых сил. Знаки - обереги волнистые линии - символ воды красные круги - символ солнца крест - это тоже символ солнца ромб - символ земли, плодородия цветы – символ богатства Что обозначал каждый знак?
Какое значение имели цвета?
В мотивах вышивок наиболее часто встречаются изображения птиц, коня, дерева, женской фигуры. Эти традиционные образы наполнены ёмким содержанием и символикой. Птица несла человеку радость, свет, добро; конь воплощал образ небесного светила – солнца, дерево сливалось с образом Древа жизни. Какие мотивы встречались в вышивке?
Лен был самый распространённой, самой любимой тканью среди русичей. Он был разной выработки и различного качества. Из белого льняного полотна шили нарядные одежды, из сурового (неотбеленного) – юбки и порты. Лён Шерсть КонопляПенька Из чего шили одежду?
Социологический опрос среди учащихся нашей школы Вывод: Вывод: Проведенный социологический опрос подтвердил правильность выбранной мною темы. На вопрос – считаете ли вы необходимым изучение истории возникновения русского народного костюма, … респондентов дали положительный ответ.
1. Узнала о русском национальном костюме, о каждом его элементе. 2. Выяснила из чего шили и как украшали одежду. 3. Оформила книжку – малышку «Знаки – обереги русского национального костюма» и подарила её в школьный музей. Результаты работы Вижу продолжение своей работы в: подробном изучении истории русского женского головного убора; исследовании того, какие головные уборы носили жители моего села.
Заключение Работая над проектом я поняла необходимость изучения истории своего народа и в частности русского народного костюма. Ведь костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа. Национальная одежда это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях, и истории своего народа. Моя гипотеза подтвердилась полностью.
Литература. 1. Андреева А. Ю. Русский народный костюм. Путешествие с Севера на Юг. Издательство «Паритет» Санкт Петербург, 2004 г. 2. Моисеенко Е. Ю. Русский народный костюм. Книга для раскрашивания. 3. Русский народный костюм. Издательство « Мозаика синтез», М.,2006 г. 4. Шпикалова Т. Я В мире народного творчества М.,1998 г. 5. Ж-л «Народное творчество» г., г.