Системно-деятельностный подход в формировании познавательной и творческой активности учащихся при обучении географии Автор: Краснова Лариса Викторовна, Учитель МОУ СОШ 8 «Образовательный центр» г.о.Новокуйбышевск
Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов нового поколения « Д еятельностный подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Этот подход противостоит вербальным методам и формам догматической передачи готовой информации, монологичности и обезличенности словесного преподавания, пассивности учения школьников, наконец, бесполезности самих знаний, умений и навыков, которые не реализуются в деятельности"
Цель: Ученик – субъект познавательного процесса, преобразующий информационное поле предмета в соответствии со своими познавательными и творческими потребностями Средства достижения результата: Интерактивные технологии Проектный метод Информационные технологии
Стратегия построения образовательного пространства Изменение тематического планирования Использование современных образовательных технологий Мониторинг достижений
Изменения в тематическом планировании ускорениеобогащение Сокращение времени на изучение информационного содержания тем курса Вертикальное: продвижение к более высоким познавательным уровням Горизонтальное: расширение изучаемой области знаний. Увеличение времени на задания проблемно- поискового, дискуссионного, творческого характера
Технологии интерактивного обучения Работа в парах. Карусель. Работа в малых группах. Незаконченное предложение. Мозговой штурм. Дерево решений. Суд Ролевая (деловая) игра. Кейс-технологии Займи позицию. Дискуссия. Дебаты.
Построение модуля Формы работы внутри модуля (стандартный набор) Модуль «Население мира» лекция семинар (дискуссия, мозговой штурм) творческое задание деловая игра учебный проект зачёт Лекция «Население мира» Семинар «Теория демографического перехода» Творческое задание: Коллаж «Население региона» Деловая игра «Заседание миграционного комитета» Проект «Демографическая политика государства» Зачёт (контрольный тест)
Проект «Географические факторы формирования торговой инфраструктуры микрорайона»
Проект «Почвы пришкольного участка» Учебная цель: Формирование практических навыков улучшения свойства почв Планируемый результат: Повышение качества знаний по теме «Почвы» Подготовка учащихся к сдаче ГИА Задачи: Формирование практических навыков анализа состава и структуры почв Развитие межпредметных связей (интеграция знаний из области географии, химии, биологии) Вовлечение учащихся в работу по благоустройству пришкольного участка Продукт: Агрономическая карта пришкольного участка
Полевая практика
Информационные технологии Интерактивные карты Электронные учебники Копилка ресурсов Виртуальные экскурсии
Результаты использования опыта Образовательный критерий: Высокая степень усвоения учебного материала. Все учащиеся имеют оценки «отлично», выполняют тестовые задания не только базового, но и повышенного уровня сложности высокая степень сформированности навыков самостоятельной работы. повышение темпа учебной деятельности, а, следовательно, сокращение времени на подготовку к урокам, что существенно экономит время старшеклассников. Повышение интереса к предмету. На уроках нет неподготовленных и инертных детей. Существенно расширилось информационное пространство урока. Учащиеся ежегодно становятся победителями и призёрами территориальных олимпиад по географии, заочных туров Всероссийской олимпиады «Познание и творчество» Критерии развития: Развитие всех аспектов одарённости (методика «Интеллектуальный портрет»), «выравнивание» её структуры. формирование навыков исследовательской деятельности. Учащиеся ежегодно становятся победителями и призёрами территориальных, областных и всероссийских конференций. Социальный критерий изменение мотивационного профиля учащихся (методика Ф.Мильмана) от «комфорта» и «общения» к профилю «творческая активность» и «общественная полезность» (как правило, у 65-80%) повышение общественной активности. Из учебных проектов «вырастают» социальные и экологические, которые также занимают призовые места на городском, областном и всероссийском Психологический критерий снижение уровня тревожности на уроке (методика Филлипса) от 50-70% в начале года до 10-15% в конце
Уровень творческой активности (методика М.И.Рожкова)