«Игорь Северянин – поэт, в прекрасном, в лучшем смысле слова … Это лирик, тонко воспринимающий природу и весь мир … Это художник, которому открыта тайна стиха…» В. Брюсов
Родители В.П. Лотарев (1860 – 1904) Игорь Северянин родился в Петербурге. Отец поэта, Василий Петрович Лотарев, происходил из «владимирских мещан», был военным инженером и дослужился до чина штабс-капитана 1-го Железнодорожного полка.
Мать – Наталия Степановна, урождённая Шеншина (185? – 1921), дочь предводителя дворянства Щигровского уезда Курской губернии, происходила из старинного дворянского рода, к которому принадлежали Н.М. Карамзин и А. Фет. Родители
В 1896 г. родители развелись, и будущий поэт уехал с отцом, вышедшим к тому времени в отставку, в Череповец. Закончил четыре класса Череповецкого реального училища. Стихи начал писать в 8 лет. Незадолго до смерти отца побывал с ним на Дальнем Востоке и в 1904 г. поселился у матери в Гатчине.
Тетка поэта, Елизавета Петровна Журова, была владелицей картонного заводика Сойвол на речке Андоге, а дядя Михаил выстроил неподалеку, в селе Владимировке, небольшое имение. Этот дом на крутом берегу реки Суды, при впадении в нее Кемзы, сохранился до сих пор.
Учёба Александровское реальное училище, г. Череповец. С 1897 по 1902 г. Игорь Лотарев здесь учился. Сейчас на здании бывшего реального училища установлена мемориальная доска поэту.
Большая часть детских, отроческих и юношеских лет И.Северянина прошла на Череповецкой земле. Из трех череповецких усадеб, принадлежавших родственникам поэта, сохранилась лишь одна.
Дом-Музей Игоря Северянина в Вологодской области Невдалеке от Череповца в прекрасном сосновом лесу на берегу реки Суды стоит двухэтажный дом и несколько хозяйственных построек – усадьба Лотаревых «Владимировка».
В 1905 году состоялась встреча, оставившая неизгладимый отпечаток на жизни и творчестве поэта. С Евгенией, тогда еще Женечкой Гуцан. Была она на редкость хороша собой: стройная, с роскошными золотыми вьющимися волосами. Игорь, влюбившись, придумал своей юной подруге новое имя Злата и задарил стихами. Больше задаривать было нечем...
Кто он был? Всего лишь восемнадцатилетний юнец, без образования, без специальности и без гроша в кармане. Но при этом крайне уверенный в себе, ничуть не сомневающийся, что совсем скоро будет богат и известен...
Впервые опубликовался во втором номере журнала "Досуг и дело" за 1905 год ( стихотворение «Гибель Рюрика» под фамилией Игорь Лотарев). Издавал за свой счет тоненькие брошюры стихов (от 2 до 16 стихотворений) и рассылал их по редакциям "для отзыва". Всего издал их с 1904 по 1912 г. 35. Стихи особого отклика не имели.
Всероссийскую известность приобрел в 1910 г., когда Л. Н. Толстой уничтожающе отрицательно отозвался о стихах Северянина. Этот отзыв попал в газеты и, как писал сам поэт, «...с тех пор каждая моя новая брошюра тщательно комментировалась критикой на все лады, и с легкой руки Толстого меня стали бранить все, кому не было лень». Известности Северянина много способствовали В. Я. Брюсов и Федор Сологуб.
Успех нарастал. Игорь Северянин основал собственное литературное направление эгофутуризм (еще в 1911 г. "Пролог эгофутуризма"). Эгофутуристы в 1914 г. провели совместно с кубофутуристами, Д. Бурлюком, В. Маяковским и Василием Каменским в Крыму олимпиаду футуризма.
Э́гофутури́зм русское литературное течение 1910-х гг., развившееся в рамках футуризма. Помимо общего футуристического письма для эгофутуризма характерно культивирование рафинированности ощущений, использование новых иноязычных слов, показное себялюбие. Поэты, примыкавшие к эгофутуризму: Игорь Северянин (основатель),Сергей Алымов,Вадим Баян, Василиск Гнедов,Грааль-Арельский,Георгий Иванов,Рюрик Ивнев,Иван Игнатьев,Павел Кокорин,Дмитрий Крючков,Иван Лукаш,Константин Олимпов,Георгий Шенгели,Вадим Шершеневич,Павел Широков.
Эгофутуризм был явлением кратковременным и неровным. Бо́льшая часть внимания критики и публики была перенесена на Игоря Северянина, который достаточно рано отстранился от коллективной политики эгофутуристов, а после революции и полностью изменил стиль своей поэзии. Большинство эгофутуристов либо быстро изживали стиль и переходили в другие жанры, либо вскорости совершенно оставляли литературу.
Начавшаяся первая мировая война, пусть и не сразу, сменила общественные интересы, сместила акценты, восторг поэзии Северянина оказался явно не к месту. Сначала поэт даже приветствовал войну, собирался вести поклонников "на Берлин", но быстро понял ужас происходящего и опять углубился в личные переживания, заполняя дальше дневник своей души.
Один из первых и очень редких сборников Игоря Северянина, изданных еще до его известности самим автором тиражом 100 экз.
В марте 1918 г. вышел в свет альманах "Поэзоконцерт". На обложке альманаха был помещен портрет Игоря Северянина с указанием его нового титула. Под обложкой альманаха помещены стихи короля поэтов, Петра Ларионова, Марии Кларк, Льва Никулина, Елизаветы Панайотти и Кирилла Халафова.
В восприятии современников имя Северянина нередко ассоциировалось именно с этой книгой. Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Удивительно вкусно, искристо и остро! Весь я в чём-то норвежском! Весь я в чём-то испанском! Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!
Стремление Северянина к эпатажу провоцировало неоднозначную реакцию публики. А Северянин словно дразнил её: Я, гений Игорь Северянин, Своей победой упоен: Я повсеградно оэкранен! Я повсесердечно утвержден!
1918 год. Вечер поэзии в Политехническом музее. "Избрание Короля поэтов". В нём участвовали Владимир Маяковский, Константин Бальмонт и Игорь Северянин. "Всеобщим, прямым, равным и тайным голосованием" это звание было присуждено Северянину.
Вторым был признан В. Маяковский, третьим В. Каменский. Через несколько дней "король" уехал с семьей на отдых в эстонскую приморскую деревню Тойла.
В 1920 г. Эстония отделилась от России. Игорь Северянин оказался в вынужденной эмиграции, но чувствовал себя уютно в маленькой "еловой" Тойле с ее тишиной и покоем, много рыбачил. Довольно быстро он начал вновь выступать в Таллине и других местах.
Второй период (1918 – 1941) Дом, где жил Игорь Северянин в Тойла (Эстония) с 1918 по 1936 годы Второй период творчества Игоря Северянина связан с более чем двадцатилетним пребыванием вне России, от вынужденной эмиграции в эстонском посёлке Тойла до краткого возвращения в советское подданство в 1940 году. Второй период творчества Игоря Северянина связан с более чем двадцатилетним пребыванием вне России, от вынужденной эмиграции в эстонском посёлке Тойла до краткого возвращения в советское подданство в 1940 году.
Отдельным памятником поэту Игорю Северянину является книга, вышедшая в Таллинне к 100-летию со дня рождения поэта. Уже является библиографической редкостью. Уже является библиографической редкостью.
Похоронив матушку, которая скончалась 13 ноября 1921 года, Северянин скоропалительно, и сорока дней не минуло со дня похорон, спасаясь от ужаса одиночества на чужбине, «осупружился». Это был брак с Фелиссой Куурт.
Перед смертью Северянин признавал разрыв с Фелиссой в 1935 году трагической ошибкой. Ей он посвятил около двухсот стихотворений, в том числе "Поэзу голубого вечера" и "Поэзу счастья". С ней поэт прожил 16 лет, и это был единственный законный брак в его жизни. За Фелиссой Игорь Северянин был как за каменной стеной, она оберегала его от всех житейских проблем, а иногда и спасала.
Мы ехали с тобою в бричке Широкою и столбовой. Порхали голубые птички, Был вечер сине-голубой. Из леса выбежала речка И спряталась, блеснув хвостом. О речка, речка-быстро течка! О призрак, выросший кустом! Плясали серые лисички На задних лапках pas de grace. Мы ехали с тобою в бричке И бредили, который раз. Навстречу нам ни человека! Безлюдье мертвое и тишь. И только хата дровосека, Да разве ель, да разве мышь. Смотрю: глаза твои синеют, И бледный лик поголубел, И только губы весенеют Затем, что я их алость пел… Не по желанью, по привычке Нам надо двигаться с тобой, А потому мы ездим в бричке Проселочной и столбовой Май Эст-Тойла
В 1940 поэт признается, что "издателей на настоящие стихи теперь нет. Нет на них и читателя. Я пишу стихи, не записывая их, и почти всегда забываю".
Игорь Северянин умер 20 декабря 1941 г. в оккупированном немцами Таллинне и был похоронен там на Александро- Невском кладбище. На памятнике помещены его строки: Как хороши, как свежи будут розы, Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб! Моей страной мне брошенные в гроб!