Людмила Стефановна ПЕТРУШЕВСКАЯ (род. 1938)
«Быть или не быть…» Урок по рассказу Л.Петрушевской «Глюк»
Глюк, Кристоф Виллибальд Австрийский композитор
Уже безумие крылом Души накрыло половину, И поит огненным вином, И манит в чёрную долину А.Ахматова
Глюк (ассоциации) (Что-то нереальное, страшное, гнилое, пропасть…)
Das Gluck (нем.) – счастье – Что такое счастье? (Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения, успех, удача…)
Анализ рассказа Соответствует ли название рассказа содержанию? – В каком значении употребляется слово Глюк?
– Каким вы увидели Глюка? Его сущность? (Ненасытное жерло, тёмная, страшная сила, которая может прийти в любом обличье; это зло, мрак, кошмарная жизнь). Анализ рассказа
Охарактеризуйте других героев рассказа? (Не думают о завтрашнем дне, пьют, употребляют наркотики, воруют деньги у родителей, сквернословят, неряшливы…)
Что пожелала Таня? (Много денег, дом, жить за границей, всё получила, стала счастливой). – Как рушится её счастье? (Побежала куда глаза глядят, перепутала местность, потеряла чемодан с деньгами) – Кто приходит ей на помощь? Анализ рассказа
– Какое теперь желание у Тани? (Чтобы сбывалось всё, что захочет) – А каково условие его исполнения? (Никому не помогать, никого не спасать) Анализ рассказа
Характер Тани дан в развитии. Она стала еще хуже, потому что, когда получаешь все незаслуженно, начинаешь думать, что могли бы дать и больше. Теперь она не думает, что же ей загадать, не сомневается, а требует. Анализ рассказа Таня заблудилась. Эта сцена символична: Таня уже давно сбилась с правильного жизненного пути.
– Какие строки в рассказе вызвали неприятные ощущения, отвращение? Прочитайте отрывки. (У Аньки позеленела кожа, выкатились и побелели глаза. Распадающиеся зелёные трупы окружили кровать, у Николы из открытого рта выпал язык прямо на Танино лицо. Серёжа лежал в гробу и давился змеёй.) Анализ рассказа
Что хотела Л. Петрушевская донести до читателя своим рассказом? – Над чем заставил задуматься рассказ вас? – Как относится автор к своей героине? – Какие советы хотите дать Тане?
Основные проблемы,поднятые в рассказе Проблема занятости молодежи Проблема наркомании, алкоголизма Проблема отцов и детей
Прочитайте эпиграф к уроку. Как перекликается он с темой урока? (Черта, переступив которую, можно сломать себе жизнь, незрима…)
НАРКОТИК