Формирование ключевых компетентностей через проектно – исследовательскую деятельность Подготовила : учитель начальных классов МКОУ ТСОШ 6 Северова Н. А.
Спасибо за внимание !
Противоречия Поток информации Высокие требования к ученику Большой объем материала, дефицит времени Преобладание репродуктивных знаний
Педагогическая цель : создание условий для формирования и развития исследовательского поведения учащихся, вовлечения их в активную проектно - исследовательскую деятельность Задачи : выявить педагогические приёмы, определяющие эффективность формирования у учащихся исследовательской деятельности, как основы формирования ключевых компетентностей ; выявить педагогические приёмы, определяющие эффективность формирования у учащихся исследовательской деятельности, как основы формирования ключевых компетентностей ; апробировать комплекс приёмов и методик формирования у учащихся ключевых компетентностей в результате проектно - исследовательской деятельности. апробировать комплекс приёмов и методик формирования у учащихся ключевых компетентностей в результате проектно - исследовательской деятельности.
Ключевые компетенции Учебно - познавательные ( в сфере самостоятельной познавательной и общеучебной деятельности ) Учебно - познавательные ( в сфере самостоятельной познавательной и общеучебной деятельности ) Информационные ( навыки деятельности по отношению к информации ) Информационные ( навыки деятельности по отношению к информации ) Коммуникативные ( способы взаимодействия с окружающими людьми ) Коммуникативные ( способы взаимодействия с окружающими людьми ) Ценностно - смысловые Ценностно - смысловые
Этапы работы над проектом Организационно - подготовительный Поисковый Итоговый Определение темы проекта, его цели и задач, поиск необходимой для начала проектирования информации, разработка плана реализации идеи, формирование микро - групп Сбор, анализ и систематизация необходимой информации, обсуждение ее в микрогруппах, выдвижение и проверка гипотез, оформление макета или модели проекта, самоконтроль Оформление пакета документов по проекту и информационных стендов, схем, диаграмм, подготовка устной презентации и защита содержания проекта, рефлексия
Деятельность учителя в процессе работы Составить план работы. Составить план работы. Ознакомиться с методами исследования проблемы и данными науки по этому вопросу. Ознакомиться с методами исследования проблемы и данными науки по этому вопросу. Создать положительную мотивацию к работе у учащихся. Создать положительную мотивацию к работе у учащихся. Совместно с учащимися участвовать в анализе проблем по теме проектной работы. Совместно с учащимися участвовать в анализе проблем по теме проектной работы. Осуществлять промежуточный контроль и коррекцию выполняемой учеником работы. Осуществлять промежуточный контроль и коррекцию выполняемой учеником работы. Выработать критерии оценки проектной деятельности учащихся. Выработать критерии оценки проектной деятельности учащихся. Составить нормы и требования по оформлению работы. Составить нормы и требования по оформлению работы. Разработать примерные критерии оценки выступления докладчиков на защите проекта. Разработать примерные критерии оценки выступления докладчиков на защите проекта. Составить положения методического подхода к проектной деятельности. Составить положения методического подхода к проектной деятельности. Составить совместно с учащимися список тем для проектной деятельности. Составить совместно с учащимися список тем для проектной деятельности.
Этапы реализации инновации
Ход исследовательской работы ( на примере научно – исследовательского проекта ученика 2 класса Чудова Алексея ) Этапы Деятельность 1. Выбор темы исследования. «Секреты почерка» 2. Постановка целей исследования. Выяснить, почему у детей разные почерки, влияет ли почерк на характер человека. Узнать, можно ли изменить почерк? 3. Задачи исследования. Использовать справочную литературу по данной теме. Провести опрос среди неаккуратно пишущих учащихся. Выявить причины, которые влияют на почерк человека. Провести графологический анализ письменных работ учащихся класса. Сравнить почерки учащихся 2 класса и дать характеристики ребятам 4.Объект, предмет и база исследования Почерк одноклассников, учащиеся участвующих в эксперименте 5. Гипотеза исследования. Почерк зависит от характера человека. Если очень постараться, то почерк можно изменить. 6. Методы исследования. анализ теоретической литературы; анкетирование; наблюдение; сопоставление.
7. План исследования. Использовать справочную литературу по данной теме. Провести опрос среди неаккуратно пишущих учащихся. Выявить причины, которые влияют на почерк человека. Провести графологический анализ письменных работ учащихся класса. Сравнить почерки учащихся 2 класса и дать характеристики ребятам. 8. Самостоятель ная деятельность. -Провёл анализ письменных работ учащихся -провёл анкетирование учащихся по проблеме почерка. -изучение информации о почерке. - выбрал тест для изучения почерков одноклассников. -протестировал письменные работы, -Вписал итоги тестирования в таблицу. - сделал выводы. 9. Результаты исследования. Оформление результатов исследования в соответствии с особенностями работы, оформление слайд - презентации, помощь учителя в оформлении. 10.Представл. и защита проекта. Представил свой проект учащимся класса, и т. д 12. Оценивание деятельности. Учитель и дети обсуждают исследовательскую деятельность с положительной точки зрения. 13. Заключение Полученные данные моей работы можно использовать учителям и ребятам для проведения классных часов и внеклассных мероприятий, кружков по предмету, а также для самоопределения своего характера. Ход исследовательской работы ( на примере научно – исследовательского проекта ученика 2 класса Чудова Алексея ) - продолжение
Результативность проектно - исследовательской деятельности 1 класс 10 участников проектно - исследовательской деятельности, вышедших на научно - практические конференции и конкурсы разного уровня 2 класс 9 участников проектно - исследовательской деятельности, вышедших на научно - практические конференции и конкурсы разного уровня
Использование проектно - исследовательской деятельности в младших классах дает ребенку Интеллектуальное развитие и личностный Интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка. рост ребёнка. Умение работать с информацией. Умение работать с информацией. Опыт целеполагания. Опыт целеполагания. Ребёнок приобретает опыт планирования. Ребёнок приобретает опыт планирования. Расширение кругозора. Расширение кругозора. Развитие мышления. Развитие мышления. Развитие эмоциональной сферы. Развитие эмоциональной сферы. Опыт публичного выступления. Опыт публичного выступления.
В процессе реализации проектно - исследовательской деятельности педагог может столкнуться с определенными проблемами, которые надо уметь предвидеть и находить пути решения